Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Война и Мир крейсера "РЮРИКЪ"
Не мог ожидать лучшего подарка к славному дню Морского Праздника, в прошлом праздника всех чинов Императорского флота и сегодня всех тех, в ком, век спустя, ещё бушует морская кровь предков. Сомневаться никак нельзя — в сегодняшней России есть ещё люди, настоящие Русские. Одним из таких несомненно является проживающий в Саратове 38-летний энтузиаст Николай Пахомов.
Николай Пахомов вошёл со мной в контакт благодаря интернету, написав на адрес сайта "Карловчанин" : «Вот уже двадцать лет, как я интересуюсь крейсером "Рюрик" и его героической командой. Пишу книгу. Я глубоко преклоняюсь перед подвигом русских моряков и последнего командира крейсера лейтенанта К.П. Иванова 13-го, прадеда уважаемого от. Германа».
После этого между нами установилась переписка, обмен разными документами. Удалось таким образом больше узнать о побуждениях моего собеседника, о его внутреннем мiре, о том — как человек мог посвятить двадцать лет своей жизни изучению вопроса, которым и я, но в отличие от него по вполне понятным причинам, давно интересуюсь и изучаю.
Итак, Николай Пахомов описал, как зародилось в нём это увлечение историей и судьбой героического крейсера. «Мой интерес к "Рюрику" начался со строчки в романе Новикова-Прибоя «Цусима»: «Остался во Владивостоке. Погиб в бою 1 августа 1904 года». Когда она впервые попалась мне на глаза, я поймал себя на мысли, что нигде не читал о бое. Позже, с выходом в свет книги Р.М. Мельникова «Рюрик был первым», я начал строить модель легендарного крейсера, именно на момент боя. Книга подтолкнула к более глубоким поискам, так как время шло, а никто ничего не публиковал по этой теме. И само собой получилось, что с января 1993 года я начал регулярно приезжать в Питер, в архив Военно-морского флота. С развалом Советского Союза оказалось возможным иногороднему человеку с улицы получить пропуск к Русской истории. Сначала я приезжал в Питер как студент Саратовского художественного училища, потом как студент Гос. Университета. Само собой получилось, что интерес к Императорскому флоту и "Рюрику" распространился и на почитание Николая II и Его Августейшей семьи, ведь "Рюрикъ" – это крейсер Его Величества. Его крейсер !».
Вот, как зародилась история новой — и надеемся только первой — книги о "Рюрике" Николая Пахомова (Война и Мир крейсера «РЮРИКЪ» (1895-1904) Сборник воспоминаний, статей и документов, "Боевые корабли мiра", Историко-культурный центр «ИСТФЛОТ», Санкт-Петербург, 2013) и как его интерес к этому, как он верно пишет, «крейсеру Его Величества», стало для него подспорьем к более широкому почитанию Царской Семьи и святого Царя-Мученика. И не безынтересно отметить, что это становление истинно русского человека переплетается со знакомством и осознанием Русской Зарубежной Церкви. Николай Пахомов вспоминает : «В Питере на 4-й Советской был хороший магазин Православной литературы "Кифа". Он пополнялся от РПЦЗ. Магазин располагался около Московского (Николаевского) вокзала, и я всегда туда заходил перед дорогой. Именно там купил себе икону Царя-Мученика, Библию на французском и ряд патриотических книг по истории. Больше я нигде такого не встречал. Иконы Царя-Мученика письма РПЦ не существует. А потом подвальчик прикрыли: губернаторша распорядилась… ».
Кое-кто из сегодняшних "патриотов" с возмущением воскликнет — как так, нет патриархийных икон Николая II ?! Да, на самом деле нет, вернее не было их в девяностых годах, о которых вспоминает Николай Пахомов. И это тоже важно знать и напоминать. Мы давно уже писали, и как выяснилось не без оснований, что МП оттягивала, как можно больше и дольше прославление св. Царя-Мученика. Были случаи, когда отважные священники ставили иконы Царя на аналои, и за это получали прещения от своих архиереев. Мы даже писали, что прославление ею святого Царя было бы не прославлением, а осквернением. Не берём обратно эти слова. Осквернение, ибо, "прославив" без покаяния, сергианская МП совершила всего лишь политический акт, ловкий безпринципный манёвр. Надо ей было выбить этот "козырь" из рук Зарубежной Церкви, а то лучшая часть паствы и русского народа окончательно отвернулась бы от неё. А в погоне за ложным мифом, что она является наследницей и преемницей тысячелетней России и Церкви, ей необходимо было возглавить и казачество и всё патриотическое, национальное движение, воскресшее из пепла словно феникс после трёх поколений жуткого безбожного владычества …. Не упустить же эту лучшую часть народа и отдать её в объятия Зарубежной Церкви ! Прославление Царя было той ценой, которую надо было заплатить и, скрепя сердце и против воли решилась она с большим опозданием в 2000 году прославить святых Царственных Мучеников.
Ведь уже французский Король протестант Генрих IV понимал, что без определённых уступок не добиться цели. В его случае, не перейдя в католичество не стать ему королём Франции. «Париж стоит мессы» — осталось его крылатым выражением. Московская Патриархия поступила по тому же принципу и, можно сказать, фарс удался : ряженные казаки, красно-розовые патриоты горой сегодня стоят за Гундяева и его "русский мiръ".
Но есть и настоящие патриоты, настоящие русские люди. О них тут речь. Пройденный Николаем Пахомовым путь показывает во что по его примеру могло бы вылиться национально-патриотическое чувство, всплывшее на поверхность жизни России в конце прошлого века …
Итак, в наших руках уникальный труд Николая Пахомова, входящий в серию "Боевые корабли мiра", великолепно изданный, 125 страниц большого формата. Первоначально книга задумывалась, как приложение к основной книге о "Рюрике" и являет собою сборник воспоминаний, статей и документов из самых первых рук, что делает её особо ценной для историков и любителей, тем более что многие документы и фотографии тут впервые изданы.
Изложение жизни "Рюрика" следует хронологическому порядку от рождения в 1895 году, до славной смерти 1/14 августа 1904 года. Книга хоть и озаглавлена «Война и мир крейсера РЮРИКЪ» начинается с мира. По правде сказать период войны, где не на словах, а на деле экипаж "Рюрика" проявил сверхчеловеческую доблесть, показав настоящее лицо русского патриотизма, нас воодушевляет неизмеримо больше. Тем не менее и в мирное время можно было гордиться "Рюриком". Когда он вступил в строй 16 октября 1895 году, "Рюрик" был настоящей национальной гордостью. Для нас особым утешением служат занесенные Царской рукой слова о "Рюрике" в «Дневник» в день 29-го мая 1895 г. : «Дивный день, море как зеркало ! В 10 1/4 поехали на пристань и отправились на “Александрии” на большой рейд. Посетили и подробно осмотрели “Рюрик” и “Имп. Александр II”. Они оба уходят в Киль на открытие канала. “Рюрик” поражает своими размерами и радует русскую душу сознанием, что до сих пор из плавающих это самый большой крейсер в мире !». В этой простой, но столь тёплой и характерной для Государя записке, видна вся Его чуткость и христианская натура. Не пишет Он, что вид прекрасного крейсера льстит русскому тщеславию или гордости. Нет — он радует русскую душу …
На "Рюрике" плавал флотоводец и Верховный Правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак. Будучи отменным учёным океанографом, в чине мичмана совершил он своё первое кругосветное путешествие в 1895 году именно на "Рюрике".
Но вечную свою славу "Рюрик" приобрёл на войне, написав одну из самых блестящих страниц истории Российского Флота. Пусть никто не удивляется, что гибель крейсера во время весьма печально закончившейся для России войны с Японией, наряду с гибелью "Варяга", могут считаться самыми памятными страницами истории Флота. Не является ли в братском сербском народе битва в 1389 году на Косовом поле, что привело к погибели Сербии, наивысшем священным событием в православном сербском самосознании ?
Для благородных душ победа бывает порою менее важной, чем отвага, самопожертвенность, смерть за други своя. А в России было особое понятие — «Жизнь за Царя», что является не только знаменитой оперой М.И. Глинки, но до некоторой степени священным лозунгом русского воина и особенно офицера. Отдать жизнь за Царя, то-есть умереть за Царя, считалось одновременно и долгом и наивысшей наградой независимо от исхода сражения. Этот долг, не моргнув, вдоволь выполнили, эту награду щедро получили несметное количество воин на протяжении всей русской истории, но в частности и особенно экипажи этих двух безсмертных крейсеров под водительством своих командиров.
Напомним факты. 30 июля, Владивостокский отряд, состоящий из трёх крейсеров, "Россия", "Громобой" и "Рюрик" вышел в море, как думали и было им сказано, на встречу и помощь якобы пробившейся из Порт-Артура Русской эскадре . Однако Владивостокский отряд, ранним утром 1-го августа, неожиданно для себя на уровне Фузана встретил не братскую эскадру, а наткнулся на мощную японскую эскадру, разбившую эскадру адмирала Витгефта, которому не удалось прорваться и пришлось вернуться в Порт-Артур. Разразился ожесточённый бой. "Рюрик" шёл концевым и на нём японцы сосредоточили основной огонь. От снарядного попадения руль заклинился, что не давало больше возможности маневрировать. Сильно побитый крейсер безпомощно совершал круги на воде. Японцы мёртвой хваткой впились в него. Командир, капитан I-ранга Е.А Трусов убит. Вступивший в командование старший офицер, капитан 2-ранга Н.Н. Хлодковский, ужасно изувеченный умер от ран. Заменивший его лейтенант Н.И. Зенилов, которому разорвавшийся снаряд расколол голову, смертельно ранен. Трижды раненный лейтенант К.П. Иванов-13, мой Прадед, принимает командование погибающим, но не сдающимся кораблём, на который продолжает сыпаться непрерывный град японских снарядов. Все коридоры и палубы завалены стонущими раненными или изуродованными трупами, кусками истерзанных тел. Последним уцелевшим орудием пытаются таранить опасно приближающегося противника. Если в самом разгаре битвы "Рюрик" сражался один против пяти, то после пятичасового кровопролитного боя вокруг него столпилось до шестнадцати кораблей. Исчерпав все возможности сопротивляться, русский герой тем не менее решительно отказывается сдаваться на милость врага. На требование спустить Андреевский флаг, К.П. Иванов-13 принимает решение взорвать крейсер, но и это не удаётся — бикфордовые шнуры все затоплены. Тогда, спустив раненных на воду и заблаговременно уничтожив все секретные документы, даёт распоряжение открыть кингстоны и последним прыгает в воду. При виде утопающего, изуродованного и дымящегося от пожаров крейсера с гордо поднятой мачтой и развевающимся славным Андреевским флагом, с поверхности воды из уст уцелевших рюриковцев раздаётся мощное «Ура» !
В Воспоминаниях Прадед пишет, что никак нельзя было надеяться, что японцы будут спасать плавающих рюриковцев, в большинстве своём раненных, зацепившихся за доски. Ведь адмирал Камимура таил чувство мести к Владивостокскому отряду за огромное количество потерь, которые своими набегами он безнаказанно причинил японцам за последние месяцы. Но чудо свершилось. Подобрав экипаж, накормив и переодев русских моряков, японцы честно признались : «Для нас было честью сражаться с таким противником». В своих документах по "Рюрику" японцы отмечали, что «героизм "Рюрика" безпрецедентный за всю историю Русского флота». В итоге боя 200 человек экипажа погибли, 270 были ранены.
Верно или преувеличено суждение японцев о безпрецедентности героизма "Рюрика" за всю историю Русского флота ? Во всяком случае остаётся неоспоримым факт сверхчеловеческого подвига, совершённого рюриковцами за Веру, Царя и Отечество и за честь Андреевского флага. Тем не менее остаётся неразрешимой энигма — почему это героическое событие по сей день известно в основном среди любителей и знатоков истории и не получило всенародной славы, коей например удостоился "Варяг" ? Ведь даже если никому в голову не приходит уменьшать подвиг "Варяга", многие специалисты не боятся говорить, что подвиг совершённый "Рюриком" ещё выше. Как в таком случае объяснить такую разницу в популярности между двумя славными крейсерами ?
Ответ может быть следующий. "Варяг" поразил всю Россию тем, что он был блестящим ответом русского рыцарства на подлость японцев, вступивших в войну, совершив разбойническое нападение на русскую эскадру в Порт-Артуре, без объявления войны. Тогда как новость о гибели "Рюрика" была заслонена двумя событиями : во-первых величайшим радостным событием — рождение, накануне, долгожданного Наследника Цесаревича Алексея, и во-вторых печальнейшей новостью с театра военных действий, где в этот же самый день командующий адмирал Витгефт был убит, прорыв русской эскадры из осаждённого Порт-Артура во Владивосток не удалось осуществить, в результате чего 1-ая Тихоокеанская эскадра в произвольном порядке разбрелась по Жёлтому морю и фактически перестала существовать, как боевая сила.
Эти два события, видно, заслонили собой для общественного мнения славную гибель "Рюрика". А последующие события — сдача Порт-Артура, Цусимская катастрофа, как и связанные с гапоновской провокацией революционные брожения окончательно отодвинули на второй план подвиг "Рюрика".
Честь и слава Николаю Пахомову, что век спустя трагические события русско-японской войны, не будучи профессиональным историком, не будучи моряком, а учителем рисования — почему и назвали мы его выше энтузиастом — своим трудом, своим двадцатилетнем исследовательским подвигом, частично восполняет этот пробел и эту несправедливость.
Вслед за Пушкиным скажем: «Да ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу». Настоящий патриот не столько тот, кто любит свою землю, как тот, кто любит свою Историю.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий