Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. О патриотизме и о провинциализме

26 сентября 2014

 Герман

Нам совершенно справедливо напомнят слова Апостола: «нет ни эллина, ни иудея», тем не менее надеемся никто не станет упрекать защиту патриотического чувства. Это не национализм, который может — но далеко не обязан — быть узким, и ещё меньше это не узкий провинциализм. Патриотизм, на самом деле, нечто возвышенное, относящееся к нравственным началам и отличающее благородного человека. Патриотизм наполнен духовным содержанием, открывающим у человека особое мiровоззрение. Это любовь к прошлому своего народа без систематической ненависти к другому народу, это готовность пожертвовать личным благом ради общего блага. Патриотизм никак не должен проявляться в виде антагонизма к кому либо.

Известно как это высокое слово и возвышенное чувство, именно из-за своего благородного содержания, было, можно сказать, фактически вычеркнуто большевиками из обихода русского языка. Быть патриотом было равнозначно быть контр-революционером. Позже, после второй мiровой войны, появился т. н. советский патриотизм, имеющий мало общего с настоящим патриотизмом.

Наконец, с крушением советской власти, появилась ещё одна разновидность советского патриотизма, совмещающая чувство гордости за ''достижения'' Советского Союза и память о прошлой России, не соображая, что эти два понятия никак не совместимы, они противоположны и даже взаимоисключающи. Дело даже дошло до того, что из-за этой путаницы в понятиях, благородным людям становилось неловко выдавать себя за патриотов. Итак, сегодня, разношёрстные горе-патриоты всё громче продолжают подавать голос, всё чаще, к сожалению, профанируя само это благородное слово.

Особенно сейчас, когда разразилась братоубийственная война между двумя нациями единого русского народа, это возвышенное понятие низводится до уровня какой-то низменной ревности и пошлой ненависти. Мы ничуть не сомневаемся в том, что по обе стороны фронта есть самоотверженные люди, готовые добровольно отдать жизнь за идеал, хотя искренне трудно понять, чтобы ради патриотизма велась междоусобная брань. Тут явно, что-то не в порядке. Явное непонимание, или незнание, собственной истории. Но следует ли этому удивляться ? Ведь в течение трёх целых поколений искоренялась, коверкалась родная история, в сознание людей вдалбливалась идея в виде непререкаемой истины, что настоящая история родилась в 1917 году. И вот с таким багажом большинство народа рассыпавшегося Советского Союза живёт и мыслит по сей день.

А сегодня к этому большевицкому видению истории прибавилась ещё просто страшная по своей глупости бредовая псевдонаучная подоплека в виде газетных статей и разных трудов, выдаваемых за научные и, увы, формирующих общественное мнение. Такую кромешную глупость назвать выражением патриотизма никак нельзя, это всего лишь узкий провинциализм, всё больше и глубже роющий непроницаемый ров между Россией и Украиной. Именно Россией, не Путиным или Российской Федерацией, а Россией как таковой. Читаешь — глазам не веришь: как можно до такого добраться?

Нас особо ошеломила недавняя статья "Россия, решив воевать с Киевом, поднялась на войну сама с собой", появившаяся в «РИСУ» (Религиозно-Информационная Служба Украины), под авторством некоей журналистки под именем Екатерины Щеткиной.

Подвергать детальному анализу статью нет смысла — в ней серьёзных тезисов нет, там просто поток русофобской неприязни. Основной тезис Щеткиной в том, что никакой ни русской культуры, ни русской духовности нет — всё вышло из Украины или украинской традиции. У России, уверяет она читателя, нет другой идентификации кроме киевской, значит и украинской. И это следует понимать не в том смысле, что Киев матерь градов русских, а вообще. Вот, что например она пишет о русском мiровом гении Ф. М. Достоевском: «Достоевский всю свою творческую жизнь натужно старался быть Гоголем /.../ он так и остался в мiровой литературе вивисектором-компрачикосом, потому что изо всех сил тянулся за гениальным портретистом». Надо же иметь замутнённый ненавистью разум, чтобы подобное писать!

Не говоря даже о том, что Н. В. Гоголь никогда не позиционировал себя украинцем в том смысле, в котором сейчас это употребляется, никогда тени русофобства не проявлял, наоборот, на самом деле известно, что Достоевскому приписывается крылатая фраза, свидетельствующая о его глубоком уважении к таланту Гоголя: «все мы вышли из гоголевской Шинели». Но кто станет серьёзно оспаривать, что талант Достоевского, с его мiровым признанием, ни в чём не уступает Гоголю? Вполне возможно, что даже превзошёл он своего старшего собрата по перу. Во всяком случае представлять Достоевского, как ученика-неудачника, всю жизнь гнавшегося за Гоголем и не догнавшего его, нельзя определить иначе, как сплошная глупость.

«Кто владеет Киевом — тот владеет Русью». Фантазия самостийников не знает предела. Киев нужен России не ради власти или силы — там её давно уже нет —, а как историческое сердце России, как матрица России. В принципе, правильно пишет автор: «Потеря Киева для Москвы означает выход из Русского мiра /.../ Не Донбасс им нужен, а Киев». Ни один русский человек с этим спорить не будет. Но не в том, что, теряя Киев, Россия выходит из ''Русского мiра'', а в том, что вырвать Киев из России равнозначно вырвать сердце из России. С этим просто интеллектуально невозможно согласиться. Подобное беззаконие уже виделось в недавнем безобразии учинённом Западом, в частности Америкой, с Сербией, из которой вырвали её историческое косовское сердце. Другое дело — как в данной кризисной обстановке поступать. Но, зная историю, ещё раз спросим: может ли Киев быть нерусским, враждебным России?

На деле видно, к чему могло привести фиктивное административное расчленение большевиками России на разные республики. Понятно почему, не по шовинистским или империалистическим причинам, русские никогда с этим согласиться не могли, начиная с попыток государственной независимости Украины, как побочные явления германо-австрийских планов в самом конце XIX и в начале XX веков. В книге "Очерки русской смуты", генерал Деникин писал: «Ни о каком украинском независимом государстве не может идти речи; их лидеры, вчерашние батраки у малорусских сахарозаводчиков и польских магнатов, считают, что государство — это село, что они могут его построить будто вскопать огород после пляжки горилки. Украинство — эталон бахвальства и местечковой ограниченности, не видящей ничего дальше канавы своего хутора...»
Но со временем как-то свыклись с административным делением Российской Империи и появлением УССР. Главный вопрос и главное зло были сам СССР и против него велась основная борьба. Вопрос снова обострился в 1991 году, когда образовалась самостоятельная страна Украина. Но и тут можно было видеть это, как желание обособиться от советского прошлого кошмара, тем более что поддерживались вполне нормальные, человеческие, соседские отношения между независимой Россией и независимой Украиной. Но когда первым послемайданским решением стало запрещение русского языка, или когда совсем недавно горе-премьер министр Яценюк предлагает выстроить стену наподобие берлинской для ограждения от России, и выделяет на это суммы из госбюджета, и когда в добавок говорят о вхождении в НАТО, то тут речь уже о совсем ином, о недопустимом полном отторжении от России. А как решить сегодня этот вопрос и исправить большевицкие незаконные решения, лежащие в основе этой драмы — другое дело…

Приведём ещё несколько жемчужин весом в пуд из статьи Екатерины Щёткиной.

«Феофан Прокопович, воспитатель Петра Первого – не первый в истории моральный гений, воспитавший морального уродца». Каждый волен не любить Царя Петра Великого и на то есть немало причин. Тем не менее грешно забывать и его многие положительные стороны, в частности создание славного российского флота, современной армии, принесшей России немало навеки памятных побед над самыми кажущимися непобедимыми странами. Так что называть его уродцем немного безответственно и глуповато, тем более, когда противопоставляется ему гений Феофан Прокопович!

Если в чём можно упрекать Петра Великого это в его церковной реформе, в том, что обезглавил Церковь, но ведь надо знать, что знаменитый Регламент был именно делом рук Прокоповича. Феофан был автором этого, и по названию и по содержанию, протестантствующего церковного устава, который, слава Богу, со временем был значительно оправославлен, но тем не менее оставался чужим телом в церковном организме. Так что — кто тут гений, кто уродец, можно ещё поспорить.

Формальное признание Киева центром ''русского мiра'' «включало бы возвращение Москве статуса столицы всея клязьменских болот», элегантно пишет наша украинская журналистка. Киев — центр русского мiра, центр России. Почему нет. Киев ведь матерь русских городов. Только Киев вот уже восемь веков не является столицей России, как и например Лион, бывший Лугдун, столица Галлии, не является больше столицей Франции. Но автор, сам того вероятно не понимая, изрекает тут глубокую истину — Киев должен быть в России, Киев, естественно, русский город. Продолжим параллель с историей Франции: Париж, древняя Лютеция, по решению короля Хлодвига в 508 году стал французской столицей. Только в помутнённой шовинизмом голове может появиться сегодня идея возврата столичного статуса Лиону и идея отсылания Парижа к своим первоначальным болотам. ''Що було, те було'', кажется говорится на хохлятском говоре...

Кончим, пожалуй, обзор этой курьёзной статьи на следующем горделивом утверждении: «Чем дальше от Киева, тем меньше в русском православии остается христианского содержания /.../ С потерей Киева Москва теряет не просто половину своей Церкви – она перестает быть православной точно так же, как перестает быть Русью».

Не более и не менее!.. Но это в каком смысле понимать? Историческом или сегодняшнем ? В обоих случаях — бредовая глупость! Ни в коем случае не думаем умалять духовное и первоначальное значение Киево-Печерской Лавры, но Троице-Сергиева Лавра ничуть ей не уступает в этом отношении. Валаам, Соловки, Оптина также способствовали духовному росту России и придали ей немало христианского содержания. А если речь идёт о сегодняшнем дне, неужели автор считает, что Филарет Денисенко излучает больше христианского содержания, чем Кирилл Гундяев? На самом деле хрен редьки не слаще! Но для нашего автора с потерей Киева, «Москва перестаёт быть православной». Это уже не фантазия самостийника, а прямо, как у Гоголя в "Записках сумасшедшего" — день был без числа!

Одно дело, когда такое пишет некая журналистка, неизвестно с каким интеллектуальным багажом, но не лучше, а то ещё более бредовую чушь может нести и некий доктор исторических наук, Ярослав Дашкевич, страдающий тем же самостийничеством и неизвестно где получивший или купивший своё докторское звание. Тем не менее его труды видно пользуются большим спросом в настоящей обстановке и выполняют всё тот же заказ псевдо-научной русофобии.

Приведём лишь несколько выдержек из одной его умопомрачительной статьи с заглавием, которое уже само за себя говорит: "Как Московия украла историю Киевской Руси-Украины". Чтобы не удлинять нашу статью ограничимся несколькими заметками на полях. Как говорится — комментарии излишни.

«На психологию великорусскую наложили отпечаток заимствования татаро-монгольского инстинкта завоевателя, деспота, у которого основная цель — мiровое господство. Так в XVI в. сформировался тип человека-завоевателя, страшного в своем невежестве, ярости и жестокости. Этим людям не требовалась европейская культура и письменность, им чужды такие категории как мораль, честность, стыд, правдивость, человеческое достоинство, историческая память и т.п..». Вероятно всеми этими качествами, в отличие от русских, природой богато были одарены украинцы ... Надо полагать, что во время своей блестящей учёбы Дашкевич прошёл мимо общепризнанного факта, что в области литературы, науки, живописи, разных видов искусства и наконец духовности, русские дикари-невежды внесли свой немалый вклад в общеевропейскую и мiровую культуру.

«Значительная часть татаро-монголов в XIII-XVI вв. влилась в состав великороссов, из них начинают свою родословную более 25% российского "дворянства"». Дворянство, почему-то, Дашкевичем пишется в кавычках. Как известно кавычки могут иметь разные смыслы, в том числе употребляются они для подчёркивания иронии, сомнения. Словом — Дашкевич не высокого мнения о русских дворянах. Назовём всё же имена нескольких дворянских фамилий, принесших славу Российской Империии и им же цитируемых, но заслуживающих у него презрительные кавычки : Аракчеев, Бунин, Грибоедов, Державин, Достоевский, Куприн, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Шереметьев.

«Чтобы присвоить историю Киевской Руси и увековечить эту кражу, великороссам надо было подавить украинский народ, загнать его в рабство, лишить собственного имени, уморить голодом и т.д.. Украинцев, которые проявились как нация в XI-XII вв., а возможно, и раньше, объявили ''малороссами'' и стали преподносить сию версию всему мiру. За малейшее отступление от этой версии людей казнили, уничтожали, ссылали в ГУЛАГ». Тут уж, как никогда, уместно употребить формулу ''комментарии излишни''. Это является новой версией родной истории... Несчастное подрастающее поколение, если ему будет преподноситься такое блюдо в виде интеллектуальной пищи. Верно было сказано, что это сильно напоминает большевицкое переписание истории в первые годы после революции.

Такие писания — это уже патология, заслуживающая точного диагноза … Этот диагноз можно найти в нижеследующих словах выдающегося религиозного философа Н. О. Лосского в труде Украинский и белорусский сепаратизм, появившийся в 1958 году в журнале ''Грани'' : «Но в то же время в каждом из них имеются лица, отталкивающиеся от великого национального целого и предпочитающие ему особенности своей провинции. Они хотели бы возвести свою провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство. Предпочитая ценности своей провинции ценностям великой нации, в состав которой они входят, они начинают критиковать её ценности, стараются видеть в ней действительные или воображаемые недостатки и проникаются ненавистью к ней. Дальше своей колокольни они ничего не видят. Такое умонастроение нельзя назвать национализмом : это — провинциализм».

Но это всё слова, нам скажут. Какой выход найти из драматического сегодняшнего положения ? Ответы бывают разные : кто думает противиться этому силой, кто дипломатией. Но по опыту видно, что ни то ни другое не только не действует, но и не может быть признано приемлемым методом, могущим принести успешное решение переживаемой драме, так как это не лечит сам недуг, в лучшем случае может только заморозить его на время. Видится один лишь способ — вылечить народ утерявший свои ориентиры, корни, память, историю. А в виде лекарства, найти искусного врача способного искоренить из душ и умов человеческих коварные ростки советчины и миазмы самостийного провинциализма.

И наконец вернуть триединый велико-мало-бело-русский народ к своему историческому корню, к своему естественному историческому развитию, благодаря которому, в не так ещё далёком прошлом, этот триединый народ достиг своего духовного и житейского расцвета. Без возврата к христианским ценностям мир не воцарится в нашем народе.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Вернуться к списку записей

Комментарии

Гавриил
27 сентября 2014 10:14

Любо, отец Герман! Читаю Ваши слова - аж за душу берет! Вот это по-нашему! А то надоели всякие там! Ну, ладно, даже говорить о них сейчас не хочется.

Помогай Вам Бог! Больше пишите и громче говорите. Надо православную родину спасать. А то слишком всяких дутых членов РПЦЗ развелось! Они всех честных хотят грязью замарать.

Ну, простите, не выдержал. Пусть Господь поможет Вам, ижевским отцам и всем добрым людям, которые защищают нашу Церковь.

Мы русские! С нами Бог! С праздником Воздвижения Креста Господня!

Гавриил.

Хрисанф
27 сентября 2014 10:38

Спаси Христос за такой истинно русский (читай-православный)патриотизм, дорогой отец Герман! Такая неравнодушная правда о "торжестве" безумства в кругах людей, называющих себя истинными христианами, колет глаза тем, кто раздувает этот огонь безумства в лоне РПЦЗ. Был удивлен, когда увидел Вашу статью на т.н. "интернет-соборе", и нисколько не удивился, когда удалили мой комментарий с призывом "равняться на таких, как отец Герман,в готовности постоять за единство в правде".

р.Б. Дионисий
27 сентября 2014 16:02

практически со всем согласен. Но чем больше мы будем упирать на свою ВЕЛИКОрусскость(а тем более далее при перечислении следуют умениьшительные "малоруссы"), тем сильнее от нас будет подсознательное отторжение у нынешних так называемых "украинцев". Тем сильнее они не захотят себя называть "малороссами". Ошибки надо исправлять и название "великороссы" надо признать неправильным и глупо-горделивым. У ленина-бланка кажется в свое время была статья "О национальной гордости великороссов". Статью не читал и вряд ли соглашусь с ее содержанием, но заглавие очень точно отражает духовную суть названия "великоросс". Это национальная гордыня. А значит грех. Мало кому захочется быть в тени или под мышкой у великого старшего брата. Да еще если тебе прилепляют название "мало-росс". Пусть даже и с пояснениями что де мало - это де означает центральный, коренной. На фоне "ВЕЛИКО росса" звучит не очень искренне.

Гавриил
27 сентября 2014 17:43

Да будет тебе известно, брат Дионисий, что название Великая Россия, Малая Россия (отсюда великороссы и малороссы) происходит по аналогии от Малой Греции и Великой Греции. Малой Грецией назывался исторический центр этой страны, а Великой - территории, на которые она распространилась впоследствии. Поэтому Малая Россия - это Киевская Русь, а Великая - вся остальная Русь (за исключением Белой Руси - Белоруссии). Здесь нет ничего оскорбительного для малороссов, как раз наоборот!

Оскорбительным является название украинец.

А наследие выродка Ленина с его решением национального вопроса мы пожинаем сейчас в Новороссии.

С праздником Воздвижения Креста Господня, брат!

р.Б. Дионисий
27 сентября 2014 17:58

Гавриил - мне хорошо известна эта версия, но даже если это и действительно так, то налицо смысловая неточность, потому понятия "великий" и "переферийный", а так-же "малый" и "центральный" - это по смыслу совершенно разные понятия. Давайте тогда себя называть переферийной Русью, а их центральной Русью - и все в этой схеме встанет на свои места. А понятие "великий" ни к чему другому не ведет как только к национальной гордыне, при любых логических выкладках.

И вас тоже с праздником Крестовоздвижения!

igor
30 сентября 2014 00:36

Извините, немного не по теме, но по скольку у меня нет возможности самому

комментировать на Интернетсоборе хочу высказать следующее.

В сегодняшней заметке Митрополита озаглавленной " О духовной составляющей

русского народа" содержится искажен рая информация о Владыке Виталии и РПЦЗ.

Утверждение о том, что Владыка запрещал служить на английском языке и не

занимался обращением протестантов в православие ложно.

Миссионерская деятельность Митрополита Виталия в Западной Канаде хорошо известна.

После переезда Владыки из Эдмонтона в Монреаль, священником в СвятоВладимирский собор столицы Альберты был назначен отец Андрей Кензис. Сам о Андрей и матушка Нина по русски не говорят. Владыка Виталий часто приезжал в Эдмонтон и подолгу гостил в Успенском скиту .

Благодаря усилиям Вл Виталия и отца Андрея десятки канадцев обратились в Православие.

Службы в Эдмонтоне проводятся на английском языке уже лет тридцать.

Сам Владыка Митрополит часами исповедывал своих англоговорящих чад . Он так же бывал частым гостем у них дома.

В часе езды от Эдмонтона находится женский монастырь в Блаффтоне бывший РПЦЗ.

Владыка Виталий очень любил и часто посещал обитель.

Из 9 монахинь, только Игумения Амвросия говорит по русски.

Ни о каких попытках насильственного изучения русского или церковнославянского языков не могло быть и речи. Это из области фантастики

Надежда
3 октября 2014 16:44

Спаси Господь,отец Герман! Всегда с огромным интересом и удовольствием читаю Ваши статьи.Просвящайте и далее нас грешных, ибо "молчать об истине все тоже, что отвергать ее"(Святой Максим Исповедник).

Григорий
13 октября 2014 07:32

"Россію подмѣнили. Вставили на ея мѣсто другую свѣчку. И она горитъ чужимъ пламенемъ, чужимъ огнемъ, свѣтитъ не русскимъ свѣтомъ и по–русски не согрѣваетъ комнаты. Русское сало растеклось по шандалу. Когда эта чужая свѣчка выгоритъ, мы соберемъ остатокъ русскаго сальца. И сдѣлаемъ еще послѣднюю русскую свѣчечку. Постараемся накопить еще больше русскаго сала и зажечь её отъ той маленькой. Не успѣемъ - русскій свѣтъ погаснетъ въ мірѣ."

В. В. Розановъ

Наши приходы РПЦЗ и есть те последние русские свечки...

К сожалению определенные силы пытаются их задуть.

Составлющим "русским сальцем" является Белая идея которую можно выразить словами Свт.Феофана Затворника "Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами Православие, Самодержавие, Народность (т. е. Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя".

Старец Анатолий Оптинский, в первые же дни революции, в феврале 1917 года, описал пророчески будущее России:

"Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо".

За более чем сто лет ушли из земной жизни представители той России -"Россию которую мы потеряли" по словам И.А.Бунина. Пользуясь этим враги как и сто лет назад пытаются утопить и нас ныне спасающихся на обломках того прекрасного корабля...

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры