Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Памяти Блаженнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ. К 50-летию кончины величайшего Архиерея
18 февраля 2015
Рубрика
Последние события
,
Гостевые посты
В этом году, 9/22 мая, исполняется пятидесятилетие кончины второго Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Анастасия /Грибановского/. Хотелось бы, чтобы весь этот год был посвящён памяти этого величайшего Архиерея, увы, непонятно почему, немного сегодня забытого. Считаем долгом восполнить этот ''памятный пробел''.
Никто, естественно, не может игнорировать имени и всесторонней вселенской деятельности на церковной ниве Основоположника Зарубежной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Антония /Храповицкого/. Все, конечно, знают ныне прославленного со святыми святого Митрополита Филарета /Вознесенского/, чьи нетленные мощи взывают к небу и одновременно обличают нынешних хранителей, быстро закопавших святые мощи, дабы не мешали они их злодейскому тайному намерению слияния с нераскаянной советской патриархией и подчинения ей. У всех ещё жив в памяти последний Первоиерарх исторической Зарубежной Церкви – Блаженнейший Митрополит Виталий /Устинов/, который вслед за святым Царём-Мучеником мог повторить горькие слова «Кругом измена, трусость и обман», и до конца дней своих не сдавший Зарубежных принципов и высоко державший знамя наших Белых принципов. И на самом деле мало кто сегодня знает и вспоминает Блаженнейшего Митрополита Анастасия, дольше всех – 28 лет – стоявший во главе Зарубежной Церкви.
Ему выпало на долю перенять знамя Зарубежной Церкви из рук уходящего в лучший міръ Блаженнейшего Митрополита Антония, вероятно самой крупной православной личности в ХХ-веке, о котором другой современный величина истинного Православия праведный архимандрит Иустин /Попович/ сказал, что по сравнению с ним он был муравьём, говорящим о парящем орле. Понятно, какая тяжесть и ответственность возлагались на преемника такого человека. Далеко не каждому дано было это выполнить, а тем не менее Владыка Анастасий до того показал себя на высоте положения и воплотил Зарубежную Церковь, что даже стало принято называть её Анастасиевской Церковью.
Но не случайно появилась в Зарубежье такая незаурядная личность. Окончил он Московскую Духовную Академию, когда её ректором был именно будущий Митрополит Антоний. В 1901 году он уже, в 28-летнем возрасте, преподаватель в Московской Духовной Семинарии и очень скоро назначается ея ректором. На свв. Петра и Павла в 1906 году в Успенском соборе состоялась его хиротония и назначение викарием Московской Епархии с местопребыванием в Даниловском монастыре. В его Слове при наречении прозвучали прямо пророческие мысли : «Время гонений для служителей Церкви не миновало : пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью».
С молодости он был истинным аскетом, в чём каждый может убедиться по доставшимся фотографиям святителя, но также был изрядным эстетом и придавал большое значение красоте богослужений. Не красоте ради красоты, а красоте, как выражение божественной истины, той самой красоте, которая поразила посланников равноапостольного Великого Князя Владимiра и на веки вечные определила Россию в истинной вере. «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Богъ с людьми».
В круг послушаний молодого Архиерея входило обслуживание в праздничные дни обоих московских кафедральных соборов, храма Христа Спасителя и кремлевского Успенского собора, благодаря чему он очень быстро стал известен и почитаем всею Москвой, как знатной так и культурной, купеческой и вообще всем верующим народом белокаменной столицы. Как свидетельство его организационных способностей и духовного авторитета несмотря на относительную молодость можно здесь отметить, что ему поручалось, от имени всей Русской Церкви и даже всего Государства, руководство таких крупных и престижных событий, как празднования 100-летия Великой Отечественной войны 1812 года, и даже празднование год спустя 300-летия Дома Романовых.
Владыка Анастасий был одним из серьёзных кандидатов на патриарший престол, получив на одном из голосований 77 голосов, когда, как известно, Архиепископ Антоний /Храповицкий/ получил самое большое количество голосов от членов Всероссийского Собора. После избрания жребием нового Патриарха Московского Тихона, Владыке Анастасию было поручено возглавить организацию торжеств интронизации и выработать чин настолования, что ещё раз говорит о его огромном всероссийском авторитете. Он был тут же на Соборе избран членом Святейшего Сvнода и Высшего Церковного Совета, в коем качестве в частности принимал прямое участие в редакции послания об анафематствовании безбожной власти.
В годы Великой войны заслужил высокую награду, редко выдаваемую духовным лицам – орден св. благоверного Великого Князя Александра Невского с мечами «за усердное служение Церкви и доблестную деятельность во время военных действий», как значилось в Высочайшем рескрипте.
Гражданскую войну провёл естественно на стороне Белых и в октябре 1920 года был назначен управляющим русскими приходами Константинопольского округа и в ноябре избран заместителем старшего по сану Архиерея ВВЦУ Митрополита Антония. В 1923 году, на пагубном т.н. «Всеправославном Конгрессе» созванном патриархом Мелетием /Метаксакисом/, он энергично и с большим достоинством представлял Русскую Церковь, открыто выступая против недопустимых нововведений, которые настойчиво пытался проводить патриарх-обновленец. Его энергичной защите канонов и освящённой веками традиции удалось успешно уберечь Православную Церковь от ряда патриарших безчинств, извращающих дух Православия, увы, не удалось остановить частичное введение т.н. папистского григорианского календаря, что по сей день разделяет православных на ново- и старо- стильников.
Как можно было ожидать, такая решительная оппозиция патриарху Мелетию не могла остаться без последствий для мужественного исповедника и Владыке Анастасию пришлось покинуть пределы Константинопольской территории тем более, что нечестивый патриарх Мелетий, грубо вторгаясь в дела чужой Церкви распорядился, чтобы в русских храмах, расположенных на подведомственной ему территории не поминалось бы имя святейшего Патриарха Тихона в качестве главы Русской Церкви, но возносились бы имена его единомышленников раскольников обновленцев-живоцерковников. В 1924 году Архиепископу Анастасию пришлось окончательно покинуть Константинополь, откуда он направился в Болгарию, где от имени Русской Церкви участвовал в освящении величественного Александро-Невского собора в Софии.
По поручению Архиерейского Собора Зарубежной Церкви прибыл в конце 1924 года на новое место назначения на Святую Землю в качестве Наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где он пробыл до 1935 года. В свою бытность во Святом Граде он устроил усыпальницу в нашей Гефсиманской обители для упокоения мощей святых Новомучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары. С Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной его связывала дружба и взаимное глубокое уважение ещё со времён пребывания и служения в Москве.
В ноябре 1935 года принимал живое участие в совещании под председательством Сербского Патриарха Варнавы с целью покончить с расколами в Русской Церкви за границей. Единение было достигнуто с Американской Митрополией и продержалось оно до 1946 года. С отколовшейся частью в Западной Европе договорённость была достигнута с Митрополитом Евлогием, но, вернувшись в Париж, митрополит поддался давлению всё тех же определённых кругов и дезавуировал соглашение. Увы, воссоединение этих двух частей Церкви не произошло по сей день.
По случаю этого совещания, Патриарх Варнава наградил Владыку Анастасия белым клобуком. В митрополичьем сане Владыка остался в Сремских Карловцах помогать в управлении Церковью тяжело больному Митрополиту Антонию, скончавшемуся несколько месяцев спустя 28 июля/10 августа 1936 года.
Через полтора месяца после кончины оплакиваемого и горячо любимого Основоположника Зарубежной Церкви, 9/22 сентября состоялись выборы нового Первоиерарха. В своём Окружном Послании к пастве Митрополит Анастасий первым делом отдал дань своему почившему предшественнику, подчеркнув какую невосполнимую потерю понесла вся Зарубежная Русь, как и вся Русская Церковь, и особо подчеркнул первостепенную важность церковного единства.
Не теряя времени, новый Первоиерарх реорганизовал Зарубежную Церковь на основании разработанного на Совещании 1935 года плана, разбив Церковь на 4 митрополичьих округа – Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский. Не медля объявил о созыве в августе 1938 года Второго Всезарубежного Собора, который уже подготавливался при покойном Митрополите Антонии. Полные Деяния этого Собора, длившегося две недели насыщенных работ, были вскоре изданы в объёмистой книге в 745 страниц и стали ценнейшим документом по истории Русской Церкви в ХХ-ом веке.
И тут настала Вторая міровая война, тяжелейшее время для всего Русского Зарубежья, поставленного между молотом и наковальней : немец – вечный враг России, а большевики – палачи России и русского народа … Митрополит Анастасий проявил очень тонкую мудрость, избегая всех крайностей, олицетворяя своим поведением средний царский путь столь свойственный Зарубежной Церкви.
Советчики любили напоминать о благодарственном письме Митрополита, адресованном Гитлеру, подразумевая некий тайный сговор с нацистами и этот упрёк время от времени ещё выдвигается в качестве антипода упрёку в сергианстве, который им делается по праву. А что на самом деле ? На самом деле никакой параллели проводить нельзя с предательским поведением МП. Когда в Советском Союзе храмы уничтожались, превращались в конюшни и отхожие места, то германское правительство разрешило и субсидировало постройку великолепного русского православного храма в самой столице Берлине, и к тому же оказала финансовую помощь в ремонте около двадцати наших храмов.
Грешно ли было за это поблагодарить власти ?! Кто нам объяснит – что тут есть преступного или позорного ? А если добавить, что это имело место в июне 1938 года, то-есть значительно до начала военного катаклизма, когда все страны и государства, даже если были несогласны с идеологией германских властей, тем не менее с ними естественно общались и встречались, то все упрёки, ехидные намёки и подразумевания о компромиссе или соучастии с нацистами исчезают, как дым, уносимый ветром.
Другой пример мудрости Митрополита Анастасия виден в том, что в 1941 году он, с одной стороны, благословил образование Русского Корпуса и вступление в него Белых эмигрантов для освобождения русского народа от большевицкого гнёта, но с другой стороны мужественно отклонил предложение немецких властей, желавших использовать его высокий авторитет, выступить с призывом к содействию Германии в её антибольшевицком походе, понимая, что преследуемые цели русскими и немцами были далеко не одинаковы. Митрополит подвергался обыску и разным травлям со стороны немцев, в частности была изъята бóльшая часть сvнодального архива, которая по окончании войны очутилась в руках … советчиков и там до сих пор пребывает. О достойном и безупречном поведении Митрополита во все эти тяжелейшие годы войны широко свидетельствовал Сербский Патриарх Гавриил, который, как известно, сам был узником нацистских концларерей, в частности в Дахау.
После войны, и последовавших за ней распада и полной дезорганизации Церкви, Митрополит Анастасий проявил титанические усилия для восстановления Зарубежной Церкви и развеяния лжи о том, что будто Архиерейский Сvнод самоупразднился и что после военной победы в Советском Союзе Церковь обрела полную свободу. Под давлением обстановки многие тогда поверили этой гнусной дезинформации и пришлось приложить огромные усилия для возврата заблудившихся.
В 1956 году отмечалось редчайшее событие – 50-летие архиерейского служения Митрополита Анастасия. После такой богатой и духовно насыщенной жизни, о которой тут упомянутывсего самые главные вехи, великий святитель мог бы сказать своё «ныне отпущаеши ...», но чувство долга не позволяло ему уйти на отдых и почивать на лаврах. Остался он ещё восемь лет у кормила Церкви.
Наконец, на 91-ом году жизни вышел на покой 27 мая 1964 и был заменён другой великой фигурой Зарубежной Церкви св. Митрополитом Филаретом /Вознесенском/. Почти ровно год спустя, 22 мая 1965 года, почил последний оставшийся в живых член Священного Сvнода Российской Церкви и, как было о нём сказано, последний носитель безспорно законной церковной власти.
Уходя в лучший міръ, Блаженнейший Митрополит Анастасий оставил вскрытое после его кончины, Завещание, относящееся до сего дня к каждому, считающему себя членом Зарубежной Церкви : «Что касается Московской Патриархии и её иерархов /.../ то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви».
Известно как часть бывших Зарубежников, вслед за митрополитом Лавром и архиепископом Марком, не только не последовали этому Завещанию, но надругались над ним, принеся покаяние от имени Зарубежной Церкви перед Московским патриархом Алексеем II … Что после такого предательства могло остаться Зарубежного у таких людей ? ... На какое Зарубежное преемство они после этого могут претендовать ?..
А что нас касается, то не должны мы гордиться своей принадлежностью к Зарубежной Церкви, а должны учиться и учиться, прибегая к её опыту, изучая её прошлое и во всём следовать её учению и ставить себе примером для подражания житие и наставления наших четырёх Первоиерархов. Все знают, что нет человека без греха и это относится прежде всего к нам. Но относится и к ним. Тем не менее, мы не боимся говорить о святости их учения, о святости оставленного нам ими совместно, и каждым из них, того духовного наследства, на котором мы должны незыблемо стоять.
Поэтому, на этом основании, ещё раз выдвигаем предложение прославить совместно всех четырёх Предстоятелей исторической Зарубежной Церкви, оставивших нам чёткую линию церковного поведения и идеологический ориентир в сегодняшнем падшем міре. Такое решение может, и должно, объединить большое количество пока ещё разрозненных Зарубежников и залечить недавно появившиеся раны в нашей Церкви.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
А К Т Ъ
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
9/22 сентября 1936 года Общій Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви заграницей въ составѣ нижеподписавшихся Преосвященныхъ, собравшись въ Патріаршемъ Дворцѣ въ Сремскихъ Карловцахъ, имѣвъ сужденіе объ избраніи Предсѣдателя Архіерейскаго Сvнода и Собора Русской Православной Церкви заграницей согласно ст. I раздѣла III и ст. 1 раздѣла IV Временнаго Положенія о Русской Православной Церкви заграницей, выражая единодушное желаніе всѣхъ іерарховъ названной Церкви, избралъ Предсѣдателемъ Архіерейскаго Сvнода Высокопреосвященнаго Митрополита Кишиневскаго и Хотинскаго Анастасія. По объявленіи ему сего рѣшенія, Высокопреосвященный Митрополитъ Анастасій выразилъ Собору благодарность и изъявилъ согласіе принять на себя бремя возглавленія Русской Православной Церкви заграницей.
O чемъ и составленъ сей актъ 9/22 сентября 1936 года въ Богоспасаемомъ градѣ Сремскіе Карловцы.
Митрополитъ Анастасій, Архіепископъ Серафимъ, Архіепископъ Гермогенъ, Архіепископъ Ѳеофанъ, Архіепископъ Серафимъ, Архіепископъ Виталій, Епископъ Тихонъ, Епископъ Серафимъ, Епископъ Викторъ, Епископъ Макарій.
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ
Предсѣдателя Архіерейскаго Собора
православной русской паствѣ, въ разсѣяніи сущей
Исполняя волю Священнаго Архіерейскаго Собора, мы обращаемся отъ его лица ко всѣмъ Вамъ, возлюбленныя чада Русской Церкви, сущія въ разсѣяніи, съ этимъ посланіемъ, чтобы ублажить вашу испытанную вѣрность вашей Матери — Св. Православной Церкви и вмѣстѣ преподать нѣчто вашему духовному назиданію и утѣшенію, въ коемъ вы особенно нуждаетесь нынѣ послѣ отшествія отъ насъ нашего общаго отца и пастыря, Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія. Хотя смерть восхитила его уже за предѣлами обычнаго псаломскаго возраста, она нанесла глубокую рану въ наше сердце, ибо для людей подобныхъ почившему нашему вождю и первоіерарху, мы хотѣли бы желать, если не безсмертія, то Маѳусаилова долголѣтія.
Богъ отнялъ у насъ въ его лицѣ «посохъ и трость, судію и пророка, и прозорливца, и старца, совѣтника, искусснаго въ словѣ» (Пс. III, 1-3), истиннаго богомудраго богослова и неусыпнаго стража Православія.
Какъ огненный столпъ, онъ указывалъ русскимъ изгнанникамъ истинное направленіе пути въ пустынѣ ихъ странствованія.
Но если „великаго лишились мы, то и обладали великимъ“, скажемъ вмѣстѣ съ однимъ изъ св. отцовъ Церкви.
Только тогда, когда не стало его, мы почувствовали во всей силѣ, чѣмъ Митрополитъ Антоній былъ не только для насъ, но и для всей Православной Церкви.
Память его всегда будетъ соединена съ похвалами. Почти весь міръ отозвался своимъ сочувствіемъ намъ послѣ его кончины, и мы должны бы были остаться безутѣшными въ нашей тяжелой потерѣ, если бы для Церкви существовали какія либо подлинныя утраты.
Онъ живъ для насъ, нашъ доблестный Первостоятель. Его вдохновенный гласъ еще звучитъ въ нашихъ сердцахъ, призывая насъ бдительно хранить богопреданное ученіе Вселенской Церкви, осолять духомъ евангелія всѣ стороны современной жизни и лобызать древнюю Святую Русь во всемъ ея благолѣпіи, какъ домъ Пресвятой Богородицы, какъ царство благочестія и правды Божіей, увѣнчанное Царемъ Помазанникомъ Божіимь и молитвенникомъ за всю Русскую Землю — Святѣйшимъ Всероссійскимъ Патріархомъ.
Главный же его завѣтъ состоитъ въ томъ, чтобы всѣ русскіе люди, гдѣ бы они не находились, блюли единеніе духа въ союзѣ мира и особенно мира церковнаго.
Вы всѣживо помните, какимъ добрымъ и ревностнымъ подвигомъ подвизался онъ за возсталовленіе нашего церковнаго единства за рубежомъ и тамъ, гдѣ онъ сѣялъ часто слезами, мы пожинаемъ теперь по милости Божіей радостью.
Нынѣшній Соборъ заграничныхъ Архіереевъ, окончательно утвердившій выработанное на прошлогоднемъ Совѣщаніи представителей четырехъ главныхъ церковныхъ областей въ Зарубежьи, подъ предсѣдательствомъ нашего неизмѣннаго Печальника и великодушнаго Покровителя Святѣйшаго Патріарха Сербскаго Варнавы, «Временное Положеніе о Русской Православной Церкви заграницей“ и положившій его въ основу всего устройства Зарубежной Русской Церкви, и явился торжествомъ такого единенія и мира. Отнынѣ вокругъ него и его исполнительнагооргана — Архіерейскаго Сvнода — тѣсно объединились не только подчиненные ему издавна приходы на Балканахъ, въ Западной Европѣ, въ Малой Азіи, Сѣверной Африкѣ, Маньчжуріи, Южной Америкѣ, но и всѣ безъ исключенія приходы въ Китаѣ, въ Сѣверной Америкѣ, Канадѣ и Австраліи.
Мы должны отдать заслуженную дань уваженія и похвалы особенно Сѣверо-Американскимъ Епископамъ.
Движимые духомъ истинной соборности они преодолѣли взаимной любовью и мудростью своего предстоятеля Боголюбезнѣйшаго Митрополита Ѳеофила, бывшія тамъ раздѣленія и, образовавъ изъ всѣхъ американскихъ и канадскихъ приходовъ единое церковное тѣло въ видѣ Митрополичьяго Округа, поставили его въ живое общеніе и постоянную каноническую связь съ Соборомъ и Сvнодомъ всей Зарубежной Русской Церкви. Какъ ни тяжелы часто условія жизни русскихъ людей заграницей, изнемогающихъ иногда подъ бременемь скорбей, трудовъ и лишенія, они не забываютъ единаго на потребу и не угашаютъ на чужбинѣ свѣщи православныхъ отеческихъ преданій. Среди матеріальной скудости они являютъ богатство вѣры и христіанскаго радушія, за которое нѣкогда восхвалялъ Апостолъ Павелъ коринѳскихъ христіанъ.
Процвѣтаютъ воистину дворы Господни особенно на Дальнемъ Востокѣ, гдѣ воздвигаются новые величественные храмы, созидаются святыя обители, развивается церковная благотворительность, нарождаются новыя среднія и даже высшія школы, поставляющія себя подъ непосредственное руководство Церкви, оцерковляется постепенно вся жизнь, подъ вліяніемъ соединенной одушевленной работы на нивѣ Христовой архипастырей, клира, ревностныхъ и просвѣщенныхъ мірянъ.
И по всѣмъ другимъ мѣстамъ русскаго разсѣянія расширяется волею и благословеніемъ Божіимъ миссія св. Православія, свѣтъ котораго нынѣ поистинѣ достигаеть даже до конецъ земли.
Эта святая миссія могла бы быть еще могущественнѣе и дѣйственнѣе, если бы Западно-Европейская епархія, находящаяся подъ управленіемъ Митрополита Евлогія, не продолжала, къ нашему сожалѣнію, отдѣляться сознательно отъ каноническаго единства съ остальною Зарубежною Русскою Церковью.
Вмѣсто того, чтобы быть едино тѣло и единъ духъ съ нами, какъ это было до 1926 года, она предпочитаетъ быть въ юрисдикціи Вселенскаго Престола, хотя такое ея каноническое положеніе, какъ это ясно доказали въ свое время Блаженннѣйшій Митрополить Антоній и ученый канонистъ проф. Троицкій, не можетъ быть оправдано церковными правилами и стоитъ въ явномъ противорѣчіи со священными для насъ завѣтами Святѣйшаго Патріарха Тихона.
Каждая отдѣльная часть Церкви, отрывающаяся отъ живого соборнаго общенія со всѣмъ церковнымъ организмомъ (видимымъ выраженіемъ и залогомъ такого общенія и является прежде всего единство церковной юрисдикціи) сама прежде всего страдаетъ и много теряетъ отъ этого.
Какъ надломленная вѣтвь дерева, она уже не получаетъ должнаго питанія отъ своего корня. Обособленное положеніе всегда создаеть для нея опасность или обратиться въ замкнутую въ себѣ секту, ити увлечься соблазномъ широкой, не сдерживаемой должной церковной дисциплиной, свободой въ работѣ богословской мысли и въ церковной практикѣ, вслѣдствіе чего вся ея жизнь незамѣтно сдвигается со строго православныхъ путей.
Не этотъ ли послѣдній соблазнъ увлекъ такъ далеко о. прот. Булгакова въ его мудрованіяхъ о Софіи? Еще извѣстный русскій философъ кн. Е. Н. Трубецкой усматривалъ въ нихъ прямое вліяніе древняго гностическаго міровоззрѣнія, а въ послѣднее время они возбудили противъ себя цѣлое движеніе, какъ въ средѣ богослововъ, такъ и простыхъ вѣрующихъ не только за рубежомъ, но и въ Россіи. Софіологія о. Булгакова есть ничто иное какъ плодъ того „излишняго, сладкорѣчиваго, ухищреннаго богословствованія“, чуждаго простоты истины и гонящагося за „ухищренною“ новизною, которое строго порицалъ въ свое время величайшій изъ христіанскихъ богослововъ Св. Григорій Назіанзинъ; наряду съ этимъ означенный великій учитель Церкви осуждалъ и „охоту къ словопреніямъ“, вообще называя послѣднюю „тяжкою злокачественною болѣзнью“.
Напрасно нѣкоторые (и частю онъ самъ) пытаются оправдывать еретическіе домыслы о. Булгакова во имя мнимой свободы богословскаго изслѣдованія. Церковь ничего не оберегала такъ ревниво, какъ чистоту своего православнаго ученія: она не нашла возможнымъ изъ уваженія къ свободѣ богословскаго мнѣнія простить догматическихъ заблужденій даже знаменитому Оригену, но рѣшительно осудила ихъ, не взирая на то, что онъ обогатилъ сокровищницу христіанскаго богословія своими учеными трудами, воспиталъ цѣлый рядъ славныхъ отцовъ и учителей Церкви, будучи въ то же время человѣкомъ строгой аскетической жизни, ознаменованной даже исповѣдническимъ подвигомъ.
Мы вѣримъ, что настанетъ день, когда отдѣленные отъ насъ канонически братія сознають сами неустойчивость своего положенія и поспѣшатъ возстановить полное единеніе со всею Зарубежною Церковью.
Уже и теперь въ извѣстной части клира и паствы Митрополита Евлогія можно наблюдать живые ростки пробуждающагося соборнаго сознанія; мы надѣемся, что онибудутъ рости и крѣпнуть подъ вліяніемъ тѣхъ грозныхъ знаменій времени, какія невольно зовутъ насъ къ тѣснѣйшему органическому единенію между собой.
Съ одной стороны мы видимъ теперь рѣшительное самоутвержденіе зла, подавляющаго истину неправдой (Рим. I, 14), называющаго тьму свѣтомъ и свѣтъ тьмою и стремящагося распространить свою власть по всему міру путемъ лжи, клеветы и кроваваго насилія, а съ другой мы наблюдаемъ, что «чтущіе Бога» и «разумные изь народа» во многихъ мѣстахъ «усиливаются и начинаютъ дѣйствовать» (Дан. II, 32-36).
Весь міръ какъ бы раздѣлился нынѣ на два стана, стоящихъ лицомъ одинъ противъ другого; въ одномъ изъ нихъ объединяются люди, жаждущіе великихъ потрясеній, «богоненавистники», «дерзкіе, своевольные, непримирительные, наглые, обѣщающіе другимъ свободу, будучи сами рабами тлѣнія» (Рим. I, 30; 2 Петр. II, 19; 2 Тим. III, 4), а въ другомъ — самоотверженные защитники религіознаго и нравственнаго порядка, мужественные поборники добра, истины, правды и разумной общественной дисциплины. Лишь немногіе колеблются еще сдѣлать окончательный выборъ между добромъ и зломъ, жизнью и смертію и по своему малодушію или духовной слѣпотѣ стараются показать себя нейтральными въ рѣшительной борьбѣ между этими двумя противоположными началами жизни.
Другое, не менѣе поучительное для насъ знаменіе времени состоитъ въ томъ, что царство сатаны, пытавшееся утвердиться на русской землѣ, видимо раздѣляется на ся.
Богь смѣшалъ языкистроителей новой Вавилонской башни и они, переставъ понимать другъ друга, стали собственными руками истреблять одни другихъ.
Люди, безнаказанно посылавшіе на казнь тысячи невинныхъ жертвъ, запятнанные безчисленнымъ множествомъ злодѣяній и жестокостей, эти „мужи кровей“, по преимуществу — сами должны были испытать ужасъ насильственной смерти и притомъ отъ руки своихъ собственныхъ единомышленниковъ и соучастниковъ въ разрушеніи Россіи.
Приближается день гнѣва Божія на все «гордое и высокомѣрное» «на всѣ кедры ливанскіе и превозносяшіеся и дубы васанскіе», дабы «поникли гордые взгляды челоьѣка и унизилось все людское» (Ис. II, 11, 12, 13), наступаетъ часъ небеснаго возмездія за всю невинную кровь и слезы, пролитыя на Русской Землѣ въ годы настоящаго лихолѣтія, за милліоны людей, уморенныхъ голодомъ и угасшихъ въ непосильныхъ горькихъ египетскихъ рабстахъ, за разрушеніе святыхъ храмовъ и монастырей, за поруганіе святынь, за растлѣніе и убійство невинныхъ дѣтей — этихъ одушевленныхъ храмовъ Божіихъ — и вмѣстѣ съ тѣмъ часъ торжества поруганной истины и воскресенія Россіи.
«Время сотворити Господеви: разориша законъ Твой» (Пс. 117,126).
Отъ Него Одного мы должны искать своего спасенія, а не отъ князей и сыновъ человѣческихъ, на которыхъ возлагаемъ часто свои суетныя надежды. Онъ Одинъ ведетъ мудрою и крѣпкою рукою вѣковую исторію человѣчества. «Имъ цари царствуютъ и сильные ищутъ правду» и безъ Его воли по истннѣ не спадетъ ни одинъ волосъ съ головы человѣка.
Послѣ пережитой нами тяжелой духовной болѣзни, послѣ отравленія русской души ядомъ большевизма, нашему народу необходимо полное нравственное обновленіе, а оно, какъ и возрожденіе каждаго отдѣльнаго человѣка, не можетъ совершиться безъ помощи Божіей.
Воскресеніе націи всегда есть чудо исторіи. Когда народъ сознавъ глубину своего паденія, кается и смиряется передъ Богомъ, ввѣряя Ему свою судьбу, тогда рука Божія касается народнаго сердца и въ немъ возгорается огонь новой творческой жизни. Послѣдній просвѣтляетъ общественный разумъ, воспламеняетъ высокія благородныя чувства сердца и закаляетъ рззслабленную народную волю, устремляя ее къ жертвенному подвигу.
Въ отвѣтъ на общія мольбы и чаянія Небесный Кормчій Самъ воздвигаетъ тогда нарочитыхъ вождей и пророковъ, воплощаюшихъ въ себѣ лучшіе народные завѣты и стремленія и, «влагая въ нихъ Свой Духъ», облекаетъ ихъ несокрушимою побѣдною силою. По ихъ велѣнію собираются воедино разсыпанныя сухія кости, образуя снова цѣлостный народный организмъ, въ который они вдыхаютъ духъ новой жизни.
Если Провидѣніе не посылаетъ намъ до сихъ поръ такихъ мужей духа и силы, то, очевидно, потому, что мы еще не заслужили этого и не искупили передъ Нимъ своей вины.
Господь ожидаетъ отъ насъ покаянія и очищенія отъ всѣхъ сквернъ, какія приразились въ годы смуты къ нашей душѣ — прежде всего отъ взаимной вражды, злобы и недовѣрія другъ ко другу, а также малодушія, маловѣрія, отъ непослушанія Церкви и ея уставамъ, отъ увлеченія вѣтромъ разныхъ тлетворныхъ ученій, отъ поруганія таинства брака и святыни семьи, отъ всякаго рода самомнѣнія и гордости съ одной стороны и отъ ласкательствъ и униженія передъ тѣми, кто является побѣдителями въ жизненной борьбѣ, какою бы цѣною они не достигли этой побѣды — съ другой. Мы должны всегда помнить великіе уроки исторіи.
Какъ триста лѣтъ тому назадъ, во время первой смуты, русскій народъ, пробудившись отъ своего духовнаго усыпленія, постомъ, покаяніемъ и слезами вымолилъ себѣ помилованіе отъ Господа, такъ и нынѣ онъ можетъ обрѣсти снова самого себя и свою родину только усиленнымъ покаяніемъ и молитвеннымъ подвигомъ.
Напоминая вамъ объ этомъ, Священный Соборъ Архіереевъ и призываетъ васъ всѣхъ къ нарочитой всенародной молитвѣ о спасеніи Россіи въ день 19 октября/1 ноября — ближайшее воскресеніе къ празднику Казанской Божіей Матери, установленному какъ извѣстно въ благодарственное воспоминаніе объ избавленіи отъ перваго русскаго лихолѣтія.
Въ этотъ день все русское разсѣяніе, гдѣ бы оно не находилось да соберется духомъ воедино и да проситъ съ умиленіемъ человѣколюбиваго Господа помиловать страждущую Русскую Землю, даровавъ ей миръ и свободу исповѣдывать свою православную вѣру, дороже которой у него не можетъ быть сокровища на землѣ.
Но не въ этотъ только день, но и въ послѣдующее время, да не усыпаетъ наша молитва о спасеніи Родины.
Подобно пророку Даніилу въ плѣну Вавилонскомъ, каждый пусть обратитъ лицо свое къ Вседержителю и скажетъ: „Господи, у насъ на лицахъ стыдъ, у царей нашихъ, у князей нашихъ и у отцовъ нашихъ, потомуо мы согрѣшили предъ Тобою. А у Господа нашего милосердіе и прощеніе, потому что мы возмутились противъ Него. Приклони, Боже нашъ, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошеніе наше. Господи, услыши! Господи, внемли и соверши! Не умедли ради Тебя Самого, ибо Твое Имя наречено на народѣ Твоемъ" (Дан. IX, 1-19).
Чѣмъ пламеннѣе и едимодушнѣе будетъ возноситься наша соборная молитва, тѣмъ скорѣе дойдетъ она до престола Царя царствующихъ и Господа господствующихъ. За насъ воздвигнутся тогда передъ Нимъ и великіе Печальники Русской Земли, Преподобный Сергій Радонежскій, Святители Петръ, Алексѣй, Іона, Филиппъ, Гермогенъ, Преподобный Серафимъ Саровскій, и, наконецъ, Сама Пречистая Матерь Божія — радость, надежда и утвержденіе наше, никогда не усыпаюшая въ предстательствѣ за Русскую Землю. По ея мощному ходатайству Всевышній снова, какъ триста лѣтъ тому назадъ, преложитъ Свой гнѣвъ на милость и воззоветъ скорбную родину нашу къ новой лучшей и свѣтлой жизни, увѣнчавъ ее славою и честью за ея великія страданія.
И мы, сыны русскаго разсѣянія, снова услышимъ тогда утѣшительное пророческое слово, изреченное отъ лица Божія: „Я возьму васъ изъ народовъ и соберу изъ всѣхъ странъ и приведу васъ въ землю вашу. И окроплю васъ чистою водою и очи-ститесь отъ всѣхъ сквернъ вашихъ... И дамъ вамъ сердце новое и духъ новый дамъ вамъ. И населю города и обстроены будутъ развалины. И опустошенная земля будетъ воздѣлываема, бывшая пустынею въ глазахъ всѣхъ мимоходящихъ. И узнаютъ народы, которые останутся вокругъ васъ, что Я — Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустѣлое... Я — Господь сказалъ и сдѣлалъ". (Іез. XXXVI, 24-25, 33-34).
Сіе буди и буди.
Предсѣдатель Архіерейскаго Собора
1/14 октября 1936 г,
Митрополитъ Анастасій.
http://www.karlovtchanin.eu/istoriatcerkvi/755-pamyati-blazhennejshego-mitropolita-anastasiya-k-50-letiyu-konchiny-velichajshego-arkhiereya-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj-iz-nashego-arkhiva-akt-9-22-sentyabrya-1936-i-okruzhnoe-poslanie-mitropolita-anastasiya
Комментарии
Оставьте комментарий