Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Освящение патриархийного храма в Париже

9 декабря 2016

Протод. Герман Иванов 13

По католическому каналу KTO в прошлое воскресенье была предложена прямая трансляция патриаршего богослужения в новоосвящённом Троицком соборе в Париже. Не будем тут повторять все вопросы, подозрения и опасения, которые поднимались в связи с воздвиганием в двух шагах от Елисейского Дворца и ряда крупных министерств этого монументального культурного объекта, расположенного на 4000 квадратных метров, вмещающего помимо храма посольскую школу, квартиры, книжный магазин, кафетерий, выставочный и концертный зал и прочие посольские подсобные помещения … Ещё понятнее становятся споры и перипетии, связанные с этим проектом, когда узнаёшь, что то, что общепринято называть ''постройкой русского храма для духовных нужд новоприбывающих россиян'', на самом деле не будет церковным, патриархийным объектом, а будет находиться в административном ведении местного посольства, что предоставляет ему дипломатический иммунитет ... со всем, что с этим связано!

Но это совсем иная тема и не о ней тут будет речь. Скажем только — слава Богу, что удалось отменить уже принятое было решение первого уродливого архитектурного проекта в духе Уолт Дисней, который изуродовал бы парижскую набережную и опозорил бы в глазах Франции русское православие.
Итак мы просмотрели эту почти трёхчасовую запись и хотим поделиться впечатлениями насчёт самого богослужения.

Первое впечатление, которое надо объективно признать — просим извинить тривиальность выражения — можно сказать, что патриархия ''бахнула'' основательным образом ! Нельзя не быть поражённым проявленной демонстрацией силы. Такого в Париже думается ещё не видали.

Добрая дюжина архиереев, среди которых, естественно (!), и бывший Зарубежник Михаил Донсков ; огромное количество священников, простоявших всю службу двумя шеренгами среди храма и зашедшими в алтарь только на причастие ; первый протодиакон с потрясающим басом и вообще весь дьяконский состав на высоком уровне ; два хора, представленные как приходской и семинарский, но без всякого сомнения пополненные по патриархийному обычаю профессиональными певцами и особенно певицами, отчего музыкальный эффект отличен, а что касается молитвенности того же самого не скажешь ; прислуживающие, когда выходят со свечами, хоругвиями и т. д., почему-то движутся с непонятной, и как нам кажется не нужной, устремлённостью, но это, кажется, особая патриархийная школа, не говоря о постоянной беготне с микрофонами, которые ставят, снимают, передают из рук в руки ; режет глаз присутствие неопределённого количества телохранителей (!), с наушниками, переговаривающие между собой по мини-микрофону.

Картина этих мордастых страшил жутко режет глаз, особенно когда они становятся прямо у Чаши и фильтрируют подход причастников. Им ли этим заниматься ? Их столь видное присутствие несомненно нарушает дух молитвенности ; зато, среди народа утешительно видеть множество молящихся лиц.

Перейдём теперь к замеченным различиям в самом богослужении.
Протодиаконский возглас «Господи, спаси благочестивыя», как известно относится к православным Монархам, и возглашался изначально во время входа Царя в храм. В Зарубежной Церкви этот возглас никогда не отменялся и оставался благочестивой памятью того богоугодного времени, когда Россией и другими странами правили Цари, но и конечно потому что этот возглас может в наше скудное время иметь другое предназначение и относиться например к благочестивым прихожанам. В советское время, в советской Церкви, такой возглас мог только пахнуть крамолой ! Подумать, если несчастный твёрдый знак считался контр-революционным, то о какой молитве о благочестивых царех могла идти речь ! И возглас был наглухо вычеркнут на многие десятилетия из богослужения. Советский Союз распался и появилась невероятная тяга к Зарубежной Церкви и вообще к Белой Эмиграции. Такое увлечение долго не длилось, а сегодня совсем забыто, но было время когда надо было всё делать, как у ''белобандитов'' и, кажется, во второй половине девяностых годов было решено восстановить утерянный возглас, но то, что дано было услышать на этой службе оставляет удручающее впечатление.

Во-первых провозглашалось не по окончании пения тропарей, а почему-то после «славы», тем самым прерывая торжественное пение тропарей и кондаков, восхваляющих празднуемых святых, вставляя тут безконечный поимённый перечень всех глав официальных Церквей, с провозглашением каждому многолетствия, затем стране, властям, воинству, всем православным христианам и конечно громче, чем всем другим — Кириллу Гундяеву. Такое неуместное нагромождение слов в этот момент явно нарушает ход богослужения. И вслед за этим «и ныне» с пением кондака двунадесятому празднику дня, Входу во храм Пресвятой Богородицы ... Странно.

Затем, вероятно чтобы не удлинять службу и наверстать потерянное время всеми этими многолетствиями, пропущены были одно апостольское и одно евангельское чтение. Отметим, что воскресное чтение было то, которое у нас читалось две недели назад, на 22-ой седмице.
На сугубой ектении, как положено, поминались блаженные и приснопамятные православные патриархи, но почему-то не молились о благочестивых царех и благоверных царицах, что весьма симптоматично — тоже остаток советских времён. А сразу после сугубой ектении, когда у нас читается «Молитва о России», была прочитана молитва о прекращении военных действий на Украине и тут — шок ! Переступая и полностью игнорируя всякое моление об оглашенных, сразу перешли к Херувимской песни и Великому входу … Мы знали, что в либеральной Константинопольской патриархии такое, с позволения сказать, ''упрощение-сокращение'' было введено уже некоторое время, но думали, что в МП, хотя бы внешне, придерживались более традиционной формы служения.

Мы уже писали, что у молодого первого протодиакона отличный голос, мягкий бас, и можно было ожидать услышать весьма красивую выкличку, но и тут, увы, вероятно сыграла свою роль патриархийная школа. Когда можно было ожидать могучее и музыкальное возглашение, дано было услышать какой-то несвязный рёв, будто лев рыкающий. Ни на что не похоже. Обидно. Когда человек наделён таким Божиим даром, просто грешно так его впустую тратить. Если кто прослушает эту запись, вряд ли с нами не согласиться.

Семинарский хор очень похвально пытался чередовать песнопения на славянском и французском языках. По французски исполнили «Отче наш» по знаменитой композиции Н.Н. Кедрова, но к сожалению по словам так называемого ''экуменического перевода'', кончающегося словами не «избави нас от лукаваго», а «избави нас от Зла». Всё та же неловкость в ''современном, просвещённом мiре'' говорить о дьяволе и признавать, что именно он князь мiра сего. А под понятием «Зла» можно, что угодно вкладывать, даже если в конечном счёте всякое зло может исходить только от дьявола.

Удручающее чувство испытываешь, видя, как во время пресуществления Даров камера будто прямо воткнута в св. Чашу, все тайные молитвы передаются вслух по телевидению. И это с позволения и в присутствии сонма архиереев и самого ''патриарха''. Как, в такой обстановке, молятся стоящие вокруг Престола?
Выйдем из алтаря и перейдём теперь в храм, где причащается православный народ. Кстати сказать, по-видимому никто не проверяет, кто подходит к Чаше, но это на совести каждого, как приступающего, так и раздающего. Удивляет, что первым, кто приступил была жена премьер-министра РФ Светлана Медведева. Вполне возможно, что она достойный православный человек, но она же ведь не повенчана на престол, чтобы проходить до посвящённых иподиаконов в стихарях с орарем. Также с удивлением видишь, как среди народа, время от времени, подходит священник в рясе с наперсным крестом, а ''патриарх'' без слова и всякой эмоции причащает их из лжицы. Мы уже писали о неприятном впечатлении от прямо угнетающего присутствия телохранителей, распоряжающихся, как хозяева в храме, стоящих на амвоне, спиной к алтарю, с раздвинутыми ногами, пропускающих по одиночке людей к Чаше…

Все эти впечатления могут показаться безсовестными придирками с нашей стороны, но просим поверить, что для человека никогда не присутствовавшего на патриархийном, тем более архиерейском, патриаршем богослужении, и несмотря на вполне допустимые возможные различия в служении, тут дано было видеть совсем не допустимые и непонятные вещи, лишний раз показывающие, что между нами и ими есть ещё множество малых и немалых разниц хотя бы во внешней церковной жизни, не говоря даже о более глубоком.
Кому, как не патриарху знать, что в воскресный день перед причастием не становятся на колени ? Или это, чтобы показать, какой он смиренный и духовный ? Но если уж такой он смиренный, то должен знать, что с жезлом в руке по алтарю не расхаживают. Как нам говорил наш приснопамятный Архиепископ Антоний жезл, как и посох — символы власти того, кто их держит в руке, а о какой человеческой власти может быть речь в алтаре, то-есть во Святая Святых ? Поэтому, входя в алтарь архиерей сознательно и символично оставляет свой жезл с правой стороны Царских врат и не смеет входить с ним во Святая Святых.

Это упоминание нашего дорогого Владыки Антония — ох как нам не хватает сегодня таких людей! — наводит на мысль о другом крупном церковном событии, состоявшемся также в Париже двадцать восемь лет назад, когда наша Западно-Европейская Епархия праздновала 1000-летие Крещения Руси. Событие, уступающее может быть в количественном отношении состоявшемуся в прошлое воскресенье, хотя и тут было три Архиерея, несколько десятков священнослужителей и сотен молящихся, расположившихся в румынском храме, самом обширном православном храме в Париже, но как нам объективно кажется — никак не уступающее ему в духовном, величественном отношении.

Стоит привести как бы заключительные слова этого торжества, сказанные Преосвященнейшим Архиепископом Антонием на проповеди. Владыка вышел из алтаря, отодвинул кем-то по недоразумению поставленный микрофон и начал с духовным подъёмом своим могучим, величественным голосом : «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе ! Так молился наш Божественный Спаситель о верующих в Него. Если Он сейчас с нами, возлюбленные братья, если мы в Нем, то не может быть никаких разделений. Мы единая Церковь, исповедующая едиными усты и единым сердцем нашего Спасителя. С нами сегодня и Пречистая Дева Мария в образе этих двух чудотворных Икон, Леснинская и Мvроточивая Иверская /.../ Возлюбленные братья и сестры, с нами здесь вся Русская Церковь, прошедшая 1000-летний путь своей истории, с нами и все Мученики Новые и Исповедники Русской Церкви. Вы знаете, что в течение 1000-летия немного было мучеников в Русской Церкви и вот, к концу 1000-летия Русская Церковь явила миллионы мучеников. Это великое ЧУДО Русской Церкви ! В то время, когда мiръ отступил от Христа, в это время Русская Церковь явила всемiрное чудо, чудо своих Новомучеников и Исповедников /.../ В этом множестве Мучеников есть торжество ныне нашей Церкви. Вот почему мы, собравшиеся сюда радуемся и веселимся. Сорадуются с нами и все другие православные Церкви. Мы видим здесь православных Румын, предоставивших нам свой великолепный храм, мы видим среди нас и православных Сербов и православных Французов, принявших веру православную. Мы все вместе, возлюбленные братья и сестры. сегодня, в послепасхальный период поём Светися, светися новый Иерусалиме. Новый Иерусалим — это Русская Церковь ! Слава бо Господня на тебе возсия !»...

Да, были другие времена. Были другие люди. Есть, с чем сравнить. Есть, чему учиться.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

http://www.karlovtchanin.eu/index.php/evenements/812-osvyashchenie-patriarkhijnogo-khrama-v-parizhe-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj

Вернуться к списку записей

Комментарии

Сергей Гельберг
9 декабря 2016 07:43

Уважаемый отец Герман, я давно являюсь почитателем Вашего таланта. Но для меня удивительно, что Вы, высматривая недостатки в Московской патриархии, с которой давно уже неглупым людям все понятно, не желаете замечать, что митр. Агафангел (Пашковский) не то еще вытворяет. Вспомним хотя бы, как он, не служа литургии, рукоположил в сан священника. Почему-то я нигде не слышал и не читал, чтобы Вы протестовали против этого.

Извините, я никак не хочу Вас обидеть. Но меня мучает этот вопрос. Ведь мы все помним слова: "Молчанием предается Бог".

С уважением Сергей Гельберг.

Павел
11 декабря 2016 01:43

Cергею Гельберг: "Я - тоже отец, называйте и меня "отцом"!(А.Невзоров)...

..."Отцами" в Православии принято называть духовных отцов, либо, "оставивших Предание". "Дьяконы" могут быть только "причислены к Отцам" за их Правую Веру, явленную их Смертью ("мера Веры - Смерть"), через 70, по моему, лет после Преставления.

Дьякон никого "родить в Духе" не может, поскольку это - прерогатива иереев...

Ну да ты - новоначальный, судя по неправославному написанию твоего имени, поэтому, с тебя спроса нет! Пока, Сергий, пока!

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры