Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Разгром Джорданвилля. Предисловие

22 декабря 2016

Герман Иванов Тринадцатый

Джорданвилль. Невзрачный американский населённый пункт, без души, без истории, без прошлого. Одним словом — американская дыра. А тем не менее на весь міръ известный городок, одними с уважением произносимый, а другими и ненавидимый … Каким чудом удалось этому местечку выйти из той серой анонимности, в которой оно ещё пребывало в первые десятилетия двадцатого века и из которой, казалось бы, никогда не должно было выйти? Только тем, что в один прекрасный день два русских скромных и даже малограмотных монаха, горящих русской православной верой, решили в этом захолустье повторить, продолжить то самое чудо русской истории, о котором так сильно и вдохновенно писал и говорил незабвенный архимандрит Константин/Зайцев/.
Об этом чуде и речь в этих воспоминаниях.

В предлагаемом читателю труде, Георгий Михайлович Солдатов, бывший семинарист и питомец этого уголка Святой Руси, оставшийся до конца своей жизни непреклонно верным идеалам, на которых воспитывался у наших великих Святителей и Отцов, открывает здесь своё сердце и свою память о пережитом им в этом удивительном, уникальном явлении, каковым был наш Русский, Православный, Белый, Зарубежный Джорданвилль.

В преклонном уже возрасте Г.М. Солдатов решил поделиться этим сокровищем. Поделиться, ибо, как нам кажется, такого труда вообще ещё не было, а пробел этот необходимо было, и не откладывая, восполнить : на самом деле, много ли осталось истинных и честных свидетелей того явления, каковым был наш ДЖОРДАНВИЛЛЬ — слово, которое мы с оправданной гордостью продолжаем произносить, несмотря на то, что былая слава его, после невероятных предательских церковных событий начала двухтысячного года, не то, что притушилась, а просто сегодня исчезла?

Да, увы, вполне оправдано заглавие этого труда — «Разгром Джорданвилля».
На самом деле — во что превратилась эта Всезарубежная Лавра, как многие её именовали? Джорданвилль был знаменем Русской Зарубежной Церкви, был духовной скалой, на которую весь православный міръ оглядывался и к которой прислушивались, даже те, кто официально не признавал нашу Церковь, но тем не менее знал, что именно она даёт верный православный диапазон. Это о духовном, исповедническом значении нашей Церкви и ея главной цитадели. Но это стало возможным только благодаря тем совершенно редким личностям, которые в течение трёх поколений с молитвой и слезами создавали Джорданвилль и которых тут Георгий Михайлович своим художественным пером упоминает в нескольких умилительных штрихах. Преклонимся перед подвигом совершенным этими пламенными духовными тружениками !
Подумать : горстка людей утоляла духовный голод православного народа в жуткое советское время. Когда официальная Церковь занималась там подхалимством к безбожной власти, то вся церковная и богослужебная литература, как из рога изобилия, безвозмездно шла из Джорданвилля ! И до сих пор — джорданвилльский служебник многими хранится, как некое сокровище того времени. А что видим сегодня? Печатные станки замолкли, а в монастырском магазине повально продаются патриархийные издания, среди которых изобилуют и репринтные зарубежные книги, порою кощунственно ''подправленные'' в духе современной политики, как в частности «Чудо Русской Истории» архимандрита Константина…

Весь монастырь вместе с семинарией жил одной жизнью, никто не гнушался чёрной работой, будь то в полях, на кухне и т. д. Именно это должно больше всего удивлять людей, выросших на нашей исторической родине. До того это кажется невероятным по сравнению с тем, что можно наблюдать не только в церковной действительности пост-советской России, но и в самом сегодняшнем Джорданвилле.
Вспоминается нам рассказ одного молодого человека, прибывшего ''оттуда'' по приглашению приснопамятного Митрополита Виталия. Сидит за митрополичьим столом, вдруг, сидевший рядом архимандрит встаёт, идёт на кухню и подаёт ему суп. «Я чуть не лопнул от стыда — мне, ''советской шпане'', подаёт архимандрит! Я постарался себе представить такую картину в патриархии!!!». Да, есть чему учиться : в Зарубежной Церкви жили ради Церкви, для Церкви, а не от неё, за счёт неё. Немалая разница. Своего рода обратная перспектива…

Кто хочет ближе ознакомиться с особым Зарубежным духом несомненно прочтёт на одном дыхании эти воспоминания о великом джорданвилльском прошлом, с любовью и талантом изложенные Г.М. Солдатовым. Сердечно поблагодарим его за то, что для некоторых воскрешает он в памяти целый ряд редких личностей, каковых сегодня не отыскать, а других ознакомляет с этим великим прошлым.
Остаётся нам провозгласить вечную память и выразить сыновнюю благодарность основателям монастыря, отцам Пантелеймону и Иосифу, жемчужинам Православия Архиепископам Виталию и Аверкию, белому летописцу архимандриту Константину, возродителю традиционной иконописи архимандриту Киприану, строгому историку Н.Д. Тальбергу, профессорам И.М. Андрееву и И.М. Концевичу, протопресвитеру Михаилу Помазанскому, архимандритам Сергию и Владимиру и всем тем знатным и незнатным, коих имена не перечислить, но заслуживающим не меньшую нашу признательность!

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
http://www.karlovtchanin.eu/index.php/istoriatcerkvi/813-razgrom-dzhordanvillya-predislovie-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj

Вернуться к списку записей

Комментарии

Ирина Г.
22 декабря 2016 13:33

Честные отцы, я ничего не могу понять! Почему отец Герман Тринадцатый, как-будто неглупый человек, которому, как я понимаю, вы хорошо относитесь, совсем недавно служил с этим ужасным митрополитом из Одессы? Неужели для него зависимость от этого сомнительного человека, русофоба, приветствовавшего все эти ужасы на Украине, важнее дружбы и духовного единства с такими настоящими архиереями РПЦЗ, как архиепископ Софроний, архиепископ Андроник или ваш владыка?

Я недавно прочитала «Нашу страну» и ознакомилась со статьей отца Германа об отце Евгении Корягине. Он восторженно пишет о нем. Еще бы, ведь они теперь родственники! Отец Евгений — сват отца Германа.

Но мне кажется, что отец Герман заразился духом отца Евгения. Старые члены РПЦЗ в России помнят, как он в 2007 году тоже уговаривал в таком же роде не разжигать страсти и отказываться от сопротивления унии с МП. Тогда от него ушли многие истинные чада нашей Церкви. И вот сегодня опять отец Евгений повторяет свои прежние подвиги и отец Герман, к которому я относилась до недавнего времени с большим уважением, как к одному из немногих истинных хранителей наследия РПЦЗ, туда же! Какой ужас!

Дорогие отцы! Неужели вы это считаете приемлемым?

Ирина Г.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
22 декабря 2016 14:11

Дорогая Ирина, к сожалению, мы вынуждены согласиться в значительной мере с Вашей тревогой. Мы, как и Вы, относимся с большим уважением к о. Герману Иванову-Тринадцатому и не дерзаем судить этого замечательного человека. Хотя и нам непонятно, почему о. Герман не отмежевался еще от митр. Агафангела, открыто благословлявшего, и не раз, неопетлюровскую кровавую революцию на Украине, развязавшего волну гонений против тех, кто вступился за православную Россию, за духовное наследие митрополитов Антония, Анастасия, св. Филарета, Виталия. Но будем надеяться, что о. Герман найдет в себе нравственные и духовные силы, чтобы противостоять этой лжи и быть вместе с теми, чья духовная родина не петлюровско-бандеровская Украина, но великая и неделимая Россия, за которую боролись белые герои, люди, создавшие Русскую Зарубежную Церковь.

Возможно, дорогой отец Герман просто устал от безконечных расколов и потрясений, инспирируемых врагом нашего спасения и его земными служителями. Возможно, есть и другие причины. Но в любом случае не будем осуждать, помолимся лучше за о. Германа, за то, чтобы мы все были едины в спасительной истине Господа нашего Иисуса Христа.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых.

Алексий Родионов
23 декабря 2016 07:35

Герман Иванов Тринадцатый попадает в ту же самую логическую ловушку, как и все, кто ушёл в различные осколки РПЦЗ. Он изо всех сил превозносит "старую РПЦЗ". Говорит, что она была как нерушимый бастион, что все в ней были как богатыри огромной духовной силы, что всё в ней было прекрасно и т. д. Эти заявления очень трудно сопоставить с другими завлениями, что в 2001 или/и 2007 году произошла величайшее предательство и т. п.

Спрашивается - если все в старой РПЦЗ были настолько непогрешимыми, беспорочными и великими, то почему они оказались неспособны воспитать себе достойную смену? Ведь сам Герман Иванов-Тринадцатый именует Акт о каноническом общении не иначе как унией! И эту "Унию" приняли подавляющее большинство выпускников и насельников Джорданвилля! Не нужно и забывать, что к джорданвильской братии чуть ли не с рождения принадлежал блаженной памяти митрополит Лавр, которого крестил архимандрит Виталий (Максименко). Объясняет ли это противоречие хоть как-то в своей книге Георгий Солдатов?

Ещё два момента:

"к которой прислушивались, даже те, кто официально не признавал нашу Церковь"

несколько мне известно, поместные православные церкви в США отнюдь не стремились разорвать отношения с РПЦЗ и тем более объявить её безблагодатной. Отношения с ними разорвала сама РПЦЗ.

"горстка людей утоляла духовный голод православного народа в жуткое советское время"

Как горстка людей могла утолить голод огромного Совеского Союза? Это явное преувеличение. Подпольные издания, пересылавшиеся в СССР, были весьма кстати. Но разумеется утолить "духовный голод православного народа" они никак не могли. Конечно были ещё беседы о. Виктора Потапова на "Голосе Америки", но и это было доступно не всем.

Константинъ
23 декабря 2016 14:07

Что сказать, Джорданвилл 90-х годов прошлого века был весьма противоречив, сам тому свидетель. Было непонятно, то ли Патриархия на себя перетянет, то ли окончательно произойдёт "конвертация" в американское общество... Однако же слышался ещё тогда отзвук истинного православия, причем не только правой веры, но и правых дел. Помню, как один из архимандритов, который был возведён в сие звание через пятьдесят лет жития и подвигов в монастыре, смиренно и совершенно обыденно ждал в трапезной молодого разговорчивого в тот момент иеродиакона, чтобы тот "соизволил" дать ему ответ на какой-то простой вопрос. И таких историй десятки и десятки. Как то покойный владыка Аверкий сказал, что от нашей семинарии зависит судьба не только русского, но и мирового православия. А ведь келейником у владыки был послушник Игорь Капарл, будущий митрополит Иларион...Всё это променяли на патриархийную сивуху. Эх, кабы времени было поболее - записать бы все эти истории да рассказы, центы бы не было этому делу!

Константин Глазков, выпускник 1999 г. Свято-Троицкой Семинарии (РПЦЗ)

Александр
3 января 2017 22:23

Читал ещё старую статью господина Солдатова "Разгром Джорданвиля", очень гнетущее впечатление произвела,тоскливо и грустно стало по прочтении от того, что воздвигнутый на чужбине русскими людьми монастырь, который долго был тем горящим светильников фактически пришёл в полный упадок, как физический, так и духовный.

Но не все те выводы, которые делал автор мне показались убедительными. В частности он писал, что одной из причин стало/могло стать то, что появились насельники из России(рф), а они дескать же работать там разучились, вот и...Сразу вспомнилось, что в означенный период много монастырей в России как раз восстанавливалось и многие люди решившие встать на путь монашества, а также послушники и паломники трудились во Славу Божию и из руин восстанавливали и храмы и сами обители. Получается, тогда что самые ленивые уехали в Джорданвиль? Думаю, что не так.Впрочем господин Солдатов тамже выдвинул и иную версию, которая более логична. Но наверное надо молиться, чтобы Господь дал нам новые Джорданвили, по вере нашей и будет нам...

Но меня очень удивило, что написала Ирина,в той части где утверждала, что митрополит Агафангел-русофоб и поддерживает всё то, что происходит на Украине. Насколько я могу судить по доступным источникам конечно, это абсолютная неправда, Ирина, для чего Вы пишите это?

Ирина Г.
4 января 2017 11:59

Александр, побойтесь Бога! Неужели Вы не читали Интернет-собор в 2014 году? Это же какой-то кошмар! Голая пропаганда ненависти к исторической России. А гонения на Назарова, на ижевцев, барнаульцев. Вы не в курсе. Но несмотря на это, бросаете такие обвинения в мой адрес. Почитайте у Назарова на форуме, он все сохранил, что подчищено на Интерне-соборе. Конечно, сейчас Агафангел, пытаясь сохранить власть, прячет концы в воду. Но дело уже сделано. Он засветился, как русофоб. Если не так, пусть покается.

Ирина.

МВН - Александру и Ирине
4 января 2017 13:19

Не только в 2014 году. К годовщине Одесского массового убийства они опубликовали очередное глумление над жертвами укронацистов («2 мая одесситы по праву могут праздновать победу и отмечать день и национальной солидарности! Героям – Слава!»). И сейчас их первоиерарх возносит молитвы за хунту, «под чьей защитой мы здесь находимся». А первым материалом на "Интернет Соборе" и сейчас стоит "Молитва о мире на Украине", предписанная всем приходам после воссоединения Крыма с русским народом: "О е́же сохрани́ти многострада́льную страну́ на́шу (Украи́нскую) от междоусо́бныя бра́ни и наше́ствия супоста́тов, Го́споду помо́лимся". На вопрос, какие же это никому не известные "супостаты" напали на Украину, он ответил: "советские", понимая под этим РФ. Таковы были уже сами заголовки типа "Россия объявила Украине войну" или "Московская Патриархия поддержала войну РФ с Украиной" с соответствующими комментариями от имени "Интернет Собора".

См. также цитаты в: ПОСТСКРИПТУМ. Об отношении РПЦЗ к американско-украинской революции

http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=46653#p46653

А это примеры 2016 года: http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=51972#p51972

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры