Протоиерей Александр Щербаков. 1960 г.
Жизнь каждого человека далеко неоднозначна. В каждом из нас добро смешано со злом или зло с добром. Что в конце концов перевесит, судить будет один сердцеведец Господь. Бог «и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов 4:18), – говорит Священное Писание. Тем более в жизни даже выдающихся, праведных и святых людей присутствуют несовершенства и даже грехи.
Примером этого правила может служить жизнь протоиерея Александра Михайловича Щербакова. Этот незаурядный пастырь с февраля по май 1963 года являлся настоятелем Троицкого кафедрального собора города Ижевска.
Он родился в 1892 году в семье сельского священника Волынской губернии. Окончил Красноярское духовное училище и Томскую духовную семинарию. В 1921 году – медицинский факультет Томского госуниверситета. В 1915 году был рукоположен во священника Вознесенской церкви г. Новониколаевска (ныне Новосибирск). С осени 1916 года являлся священником-проповедником Томского Троицкого кафедрального собора и полковым священником. Со следующего года исполнял должность епархиального миссионера. С ноября 1918 г. священник церкви артиллерийского дивизиона Белой армии адмирала Колчака.
В 1921 году перешел в Черниговскую епархию, где был возведен в сан протоиерея.
30 марта 1930 года был арестован. Приговорен к пяти годам Соловецкого концлагеря, затем сослан в Северный край. После освобождения в феврале 1936 года работал в врачом (Лавринов Валерий, прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). – М.: Изд-во Крутицкого подворья. 2007. С. 202).
С 1949 года являлся настоятелем храмов разных епархий. С февраля 1963 года – настоятель Троицкого кафедрального собора Ижевска.
Троицкий кафедральный собор Ижевска. 1950-1960-е годы.
Будучи прекрасно образованным, он часто произносил в Ижевске замечательные проповеди. То было время хрущевских гонений, богопротивная власть пыталась разрушать Церковь церковными же руками, проводя в приходские советы своих людей, чуждых интересам Церкви. Для этого использовалось новое положение церковного устава о приходах, принятое в 1961 году Архиерейским собором РПЦ МП, поддавшимся давлению советской власти.
Согласно новому положению, священник и архиерей полностью отстранялись от руководства приходом. От священников требовалось немалое мужество и находчивость противостоять назначенным местными исполкомами или уполномоченными членам церковных советов, которые исполняли волю безбожной власти. Отец Александр стремился нейтрализовать разрушительное влияние подобных людей. В результате в мае 1963 года он был уполномоченным снят с регистрации служителя культа «за попытки подчинить себе церковный исполнительный орган, самочинное перемещение отдельных лиц церковного персонала» (Малых Александр, священник. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. – Ижевск. 2010. С. 202, 219) . Снятие с регистрации означало в то время запрет легально служить в храме. Фактически священник оказывался без работы и средств существования.
Отец Александр был выведен за штат, уехал в Барнаул, где в Покровской церкви стал служить священником и скончался 12 июля 1972 года (http://vksnsk.ru/article/115).
Однако в его жизни был и не столь безукоризненный период. Дело в том, что в 1922 году он перешел в обновленческий раскол. В июле 1923 года, состоя в браке, был хиротонисан во епископа Акмолинского. Хиротонию возглавили архиепископы Александр Введенский и Александр Авдентов. Возведен в сан архиепископа. Накануне своего ареста являлся обновленческим архиепископом Боровичским. 17 апреля 1946 года после принесения покаяния был принят в клир Московской патриархии в качестве протоиерея (Лавринов Валерий, прот. Там же).
Пусть же Господь упокоит душу протоиерея Александра, пострадавшего от богопротивной советской власти, простив все его согрешения вольные и невольные.
Протоиерей Александр Щербаков. 1965 г.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий