Протоиерей Александр Малых. Провозвестница покаяния

12 марта 2020

Державная
Державная икона Божией Матери, явленная в с. Коломенском 2 марта 1917 года в день вынужденного отречения от престола святого Государя Императора Николая Александровича.

2/15 марта – дата, которая должна быть в России днем покаяния и скорби. В этот день предательством и обманом заговорщики добились от Царя-Мученика записки на имя начальника Штаба об отречении от власти, которая была затем представлена как Манифест «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти».

Множество людей в России и прежде всего Святейший Синод Российской Православной Церкви с готовностью восприняли это известие.
Первенствующий член Синода, будущий священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) помог обер-прокурору Львову вынести императорское кресло, символ присутствия Помазанника Божия, из здания Синода.

Tsar Nikolai
Святой Царь-Мученик Николай Александрович.

Sinod1915
Святейший Синод Православной Российской Церкви. 1915 год.

Высший орган церковной власти обратился «к верным чадам Православной Церкви» со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути».

Синодалы поспешили удалить из богослужения любые упоминания о Царе и Царском Доме, хотя Россия юридически продолжала оставаться монархией. В этом отличился митрополит Сергий (Страгородский). Поминать предписали «благоверное Временное правительство», почти целиком состоявшее из членов масонских лож.
Эти действия Синода дезориентировали людей, преданных монархии.

Назаров
Михаил Викторович Назаров.

Как писал выдающийся историк русской эмиграции Михаил Викторович Назаров, «даже Синод перестал осознавать духовный смысл православного самодержавия. И это нельзя оправдать тем, что сам Государь призвал признать Временное правительство – он как Главнокомандующий имел это в виду лишь для продолжения борьбы с внешним врагом, а против внутреннего врага, менявшего смысл российской государственности, должна была бы выступить именно Церковь» (Назаров М.В. Диалог РПЦЗ и МП: «Соединение может быть только в Истине». – М.: Русская идея, 2004. С. 12).

Михаил Бабкин

По мнению историка М.А. Бабкина Святейший Синод Российской Православной Церкви мог бы многое сделать для сдерживания революционной заразы. Он писал, что «монархия в России, как институт – согласно «Акта» вел. кн. Михаила Александровича – продолжала существовать. И ей требовалась поддержка». Члены высшего органа церковной власти могли и должны были предпринять ряд охранительных мер для ее возможной «реставрации» на Учредительном собрании. Синод мог тогда:

«1) разъяснить пастве с амвонов и печатным способом политическую обстановку в России: о сложившемся до решения Учредительного собрания о форме государственного правления «междуцарствии»;
(Как, например, 4 и 5 марта это сделал епископ (с апреля 1918 г. – архиепископ) Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский)...)

2) выпустить к архипастырям и пастырям Православной церкви послание, чтобы те в своей проповеднической деятельности не занимались самопроизвольной трактовкой свершившихся в стране политических событий, а в точности следовали содержанию «Акта» великого князя Михаила Александровича (то есть разъясняли бы пастве временную «неопределённость» формы правления в стране);

3) осуществить юридически строго выверенные изменения богослужебных чинов и молитвословий (не упразднять поминовение «царствовавшего» – в прошедшем времени, по версии Св. синода – дома, а совместить молитвы о Временном правительстве и о доме Романовых: вплоть до соответствующего решения Учредительного собрания);

4) по крайней мере намекнуть православной пастве пастырским словом о необходимости несения определённого покаяния за участие в любых антиправительственных манифестациях (будь то антимонархических, происходивших до 2 марта 1917 г., или возможных последующих выступлениях правых – против уже новой власти);

5) распорядиться для всего духовенства РПЦ, чтобы при церемониях принятия православной паствой присяги «на верность службы Российскому государству» (утверждённой Временным правительством 7 марта) пастыри подчёркивали её некоторую условность и временный характер. Поскольку по меньшей мере до решения Учредительного собрания о форме правления народ оставался связанным прежним клятвенным обещанием на верность царствующей династии;

6) заявить Временному правительству протест по поводу превышения тем своих полномочий (в связи с объявлением 11 марта в тексте присяги членов Временного правительства о фактической необратимости смены формы государственной власти в России).
(Протест Временному правительству со стороны шести архиепископов Св. синода прозвучал 8 марта по иному поводу: из-за решения новой власти принимать определённое участие в церковном управлении).

7) поставить перед Временным правительством вопрос о мотивировках ареста императора, его августейшей супруги и особенно их детей»

(источник).

К сожалению, ни одна из этих мер Святейшим Синодом предпринята не была. Многие тогда радовались наступлению «новой эры свободы». Даже явление Державной иконы Божией Матери в день отречения было воспринято ими как благословение свыше происходящих событий, в том смысле, что Богородица вместо «слабого» Царя теперь будет Сама управлять Россией. Об этом с радостью писалось в прессе, в том числе церковными людьми.

Но вскоре стала ясна ложность таких толкований, ибо что же это за правление свыше, при котором нашу страну и народ постигли такие величайшие бедствия, как гражданская война, голодомор, сталинский террор, война, гонения на веру. Всё это, несомненно, было попущено Богом за грехи народа, отступившего от православной веры, опустившегося до «измены, и трусости, и обмана» и допустившего убиение Помазанника Божия и его Семьи. Об этом говорили в Русском Зарубежье и так считали многие исповедники в СССР.

Если и можно говорить о явлении Державной иконы Божией Матери, как о знамении покровительства свыше над Россией, то только в покаянном духе. Именно так говорил архиепископ Аверкий (Таушев) в своей проповеди «Покров Пресвятой Богородицы и судьбы русского народа»:

Авекий Таушев
Архиепископ Аверкий (Таушев).

«Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича – 2 марта 1917 года – Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя – Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу».

M Andreev
Иван Михайлович Андреев.

Выдающийся филолог и богослов Русской Зарубежной Церкви профессор Иван Михайлович Андреев писал:

«Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /.../ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»

Вот уже прошло более ста лет после чуда Божией Матери, явленного в тот скорбный и страшный день, но всенародного покаяния и обращения к Богу, о котором говорили наши предки в России и за ее пределами, всё еще приходится ждать. Большая часть народа остается чуждой тех основ, на которых стояла Святая Русь. Впрочем, не всё так безнадежно. У малого стада внутри России и в зарубежье это спасительное для каждого лично и для страны в целом покаяние есть. Эти люди являются последней надеждой России.

Вернуться к списку записей

Комментарии

МВН
13 марта 2020 05:22

В данной статье упоминается мое критическое отношение к поведению иерархов в Февральской революции, а также мнение проф. М.А. Бабкина. Поэтому разрешите мне кое-что уточнить.

Можно поблагодарить уважаемого Михаила Анатольевича за введение в научный оборот документов об отступничестве высших архиереев Российской Церкви от Помазанника и их фактической поддержке антимонархической революции. И с приведенными его 7 пунктами о том, как им следовало тогда действовать, я согласен.

Однако при этом М.А. в своих публикациях и выступлениях возлагает на архиереев главную вину за революцию, якобы они ее хотели и приняли "с радостью", будучи "цареборцами" (тем самым М.А. оставляет вне рассмотрения ее главных инициаторов). И более того: М.А. возражает против причисления к лику священномучеников многих из них, прославленных позже. И даже явление Державной иконы Богоматери в Коломенском он трактует в прямо противоположном смысле, чем это делали катакомбники (цитата упоминаемого в статье проф. Андреева) и РПЦЗ. По мнению М.А. явление иконы означало осуждение иерархов (а его последователи наподобие еп. Диомида выводят из этого "конец Русской Церкви": и МП и РПЦЗ)

На эту тему у меня с М.А. Бабкиным и его единомышленниками (А. Стадник и др.) состоялась Дискуссия на вечере Московского отдела СРН в Международном Славянском Фонде 25 марта/7 апреля 2009 года.

В частности, дискуссия шла о таком утверждении Бабкина в одной из его статей: «По нашему мнению, официально принятое толкование "чуда явления Державной иконы" фактически является одним из средств богословского оправдания духовенством свержения в России царской власти»...

Бабкин: «Я раньше тоже ходил на молебны, читал акафисты Державной иконе Божией Матери, на стояния ходил по простоте душевной, когда я всё это так воспринимал. А когда углубил эту проблематику, больше не читаю ни акафистов ни Державной иконе, ни Патриарху Тихону, ни Владимиру и так далее никому из них... Я провёл такое микроисследование – откуда взялась версия, что вот в явлении иконы – это милость Божия и благость Божия? Впервые эта версия была опубликована в октябре 17-го года в журнале "Православный собеседник" подворья Пантелеймонова монастыря в Москве. И эта версия вошла в Православную энциклопедию, озвучивалась устами патриарха Алексия, то есть эта версия официальная. То есть приходим к противоречию: что же у нас – гнев Божий и власть антихриста или – милость Божия и власть Божией матери? »

Назаров: «Никакого противоречия мы тут, в отличие от г-на Бабкина, не усматриваем. Революция как кара Божия была попущена по нашим грехам для нашего вразумления. А милость Божия проявилась в том, что он не закончил на этом земную историю, а дал нашему народу шанс на опамятование "от обратного" на пути страданий. Для этого на это время и взяла Божия Матерь на сохранение регалий царской власти».

Дискуссия шла также о том, можно ли было причислить к лику святых архиереев- отступников марта 1917 года или же следует из считать изменниками, получившими от большевиков должное "возмездие"?

См. подробнее (там же в конце ссылка на видеозапись):

srn.rusidea.org/?a=400200015

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры