Протоиерей Александр Малых. Закваска Христова и закваска иродова

9 апреля 2019
Рубрика

Nesterov. Strastnaya Sedmica. 1933 G. Holst Maslo Cerkovno Arheologicheskiy Kabinet Duhovnoy Akademii
М.В. Нестеров. Страстная седмица. 1933. Холст, масло. ЦАК МДА.

С окончанием Великого поста начинается Страстная седмица – время, посвященное воспоминанию последних земных дней Господа нашего Иисуса Христа. Эти дни явились вершиной, кульминацией Его искупительного подвига. В эти дни Он претерпел соединившиеся в своем действии против Него равнодушие, несправедливость, ненависть людские. Но Господь победил их Своей любовью и Воскресением и заповедал верующим во Имя Его побеждать вражду и злобу любовью к Богу и к Его евангельской истине.

Так случилось, что в этом году Великая пятница приходится на день рождения человека, последние годы жизни которого также явились вершиной его христианского подвига любви к Богу, к ближнему и к Божественной истине.

Bt 40 G
Борис Талантов. 1940-е гг.

 Борис Владимiрович Талантов, сын священника, погибшего в коммунистических концлагерях, преподаватель математики и других точных дисциплин в вузах города Вятки, родился 13/26 апреля 1903 года. Всю жизнь он веровал во Христа. Страдал болезнью сердца, искривлением позвоночника (передвигался с палочкой) и другими недугами. Несмотря на загруженность домашними и преподавательскими обязанностями стремился в свободное время читать Священное Писание и духовные книги, занимался духовным самообразованием и даже закончил в 1951 году вечерний университет марксизма-ленинизма для того, чтобы лучше знать враждебную идеологию.
Борис Владимирович особо не скрывал своей веры, сторонился общественной работы, чтобы не укреплять безчеловечный режим, пропускал торжественные собрания и демонстрации по случаю Октябрьской революции, 1 мая.

На закрытом партсобрании института в октябре 1945 года отмечалось: «Но есть преподаватели, которые недооценивают работу над повышением политического уровня… Тов. Талантов заявил, что он центральные газеты не читает и читать не собирается; труды классиков марксизма изучать не будет, пока не улучшат его жилищные условия… К таким товарищам, как Талантов, уместно и пора принять более существенные меры воздействия.
… Отказ Талантова от изучения первоисточников марксизма-ленинизма базируется на его мировоззрении. На этот вопрос следует обратить внимание…
Институт – рассадник культуры, и вопросы политработы в нашей среде приобретают особое значение. Мы готовим людей с определенным мировоззрением, марксистским мировоззрением. Отсюда особое значение приобретает политработа в профессорско-преподавательской среде.
Талантов открыто заявляет о враждебном отношении к политике партии. А мы притерпелись к этому, необходимо создать о таких, как Талантов и Спасский, определенное мнение»
(Талантов Б.В. Дневники 1943-1945, 1947 гг. Тюремная переписка 1969-1970 гг. / подгот. текста, сост., предисл., вступ. статья к разделам, коммент. Е.С. Останина. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. С. 119).

В институте его до поры, до времени терпели, т. к. он был прекрасным преподавателем, хотя притеснениям, насмешкам и издевательствам подвергался неоднократно. Так 7 февраля 1944 года Борис Талантов писал в своем дневнике: «Сегодня ребята сообщили, что в институтской стенной газете на меня помещена карикатура следующего содержания: я помещен под колоколом в шляпе и с обычной моей палкой, и сделана надпись: „Блажен, кто верует, тепло ему живется“. Это сообщение произвело угнетающее впечатление на всю мою семью и больше всего на мою жену Нину, вызвало страх за будущее, боязнь лишиться того сравнительного благополучия, в котором мы находимся. Такова наша свобода...» (Там же, с. 105).

По причине его веры в Бога начальство института всячески придиралось к нему, ища оснований, чтобы не заплатить за прочитанные сверхурочные лекции. 30 октября 1945 года Борис Владимiрович писал: «… Сегодня беседовал с Кальсиным относительно оплаты дополнительных часов, данных в прошлом году. Ни до чего определенного не договорился. В конце беседы Кальсин спросил – являюсь ли я религиозным человеком, хожу ли в церковь и т. д. Я сказал, что это мое личное дело и говорить по этому вопросу я не буду. Кальсин дал понять, что все бедствия мои происходят от того, что институтская администрация считает меня религиозным человеком» (Там же, с. 120).

В конце концов Борис Талантов 12 августа 1954 года был уволен из института за свои религиозные убеждения. Через год ему удалось устроиться преподавателем математики в другой кировский вуз.

Борис Владимiрович был возмущен той половинчатостью и лицемерием, с какой происходило развенчание культа личности Сталина. Сталинские насильственные методы, с помощью которых было подавлено Венгерское восстание 1956 года, безправие, беззаконие, деспотия, отсутствие гласности на Родине глубоко печалили его. В мае 1957 года он написал об этом анонимное письмо в газету «Правда». Редакция направила письмо в Управление КГБ по Кировской области, которое по почерку установило автора. В результате Борис Талантов 1 сентября 1958 года был уволен с работы «по собственному желанию» и вынужден довольствоваться нищенским доходом.

Bt S Zhenoj Ninoj 1966 G
Борис Талантов с женой. 1966 год.

ЛюбовиковОМ
Овидий Михайлович Любовиков (1924-1995), поэт-фронтовик, писатель и журналист, член Союза писателей СССР, председатель областной организации Союза писателей (1966—1988). Заслуженный работник культуры РСФСР. Кавалер ордена Дружбы народов, награждён боевыми орденами и медалями. Может быть он покаялся в том черном деле, которое совершил по отношению к Борису Талантову.

К гонениям на исповедника приложил руку известный кировский журналист, писатель и поэт О.М. Любовиков, опубликовав 21 сентября 1958 г. в «Кировской правде» клеветнический фельетон «Из подворотни», после которого Борис Владимiрович потерял всякую возможность устроиться куда-либо по специальности. Этот же Любовиков, будучи главой Кировского союза писателей, в 1967 году напечатал в «Кировской правде» еще один пасквиль – большую статью «С открытым забралом». После нее Талантова стали травить соседи, испугался и прекратил с ним общение родной брат, отвернулись многие знакомые и, наконец, умерла от инсульта его жена.

Эти удары не сломили, а укрепили дух вятского исповедника. С конца 1950-х годов начинаются хрущевские гонения на религию и верующих, храмы массово закрываются, усиливается антирелигиозная пропаганда. Он стал защищать веру с пером в руках, посылая свои статьи в журнал «Наука и религия» (о лживости антирелигиозной пропаганды), «Известия» (протест против разрушения храмов – памятников архитектуры), «Журнал Московской Патриархии» (о несвободе Церкви в СССР) и во многие другие. Везде он ставит свою подпись. Борис Владимирович помогает прихожанам составлять письма в советские и церковные инстанции с протестами против закрытия храмов и других притеснений. Исследователь его жизни Евгений Останин писал: «Его квартира в доме № 12 по улице Урицкого, стоявшем почти напротив Серафимовской церкви г. Кирова, превратилась в своеобразный штаб сопротивления. Сюда стекалась детальная информация о фактах произвола, приносимая ходоками из районов. Здесь по этим сведениям составлялись развернутые жалобы в центральные инстанции, в редакции газет и журналов. Велся скрупулезный учет и копирование от руки отправленных (обязательно с уведомлением о вручении!) в Москву материалов и полученной на них реакции. При отсутствии таковой жалоба направлялась вновь в этот же или другой адрес с добавлением новых фактов. Культура делопроизводства была высочайшей, а его объем сравним с производительностью небольшого учреждения. Поразительно, но всю эту работу Талантов проделывал один!»

Помимо борьбы с воинствующим атеизмом, Талантов вскрыл и другую острую проблему – соучастие некоторых иерархов и священников Московской патриархии в закрытии храмов и в других притеснениях верующих. Об этом говорится в открытом письме патриарху Алексию (Симанскому) и всем верующим Русской Православной Церкви, подписанное Талантовым и еще одиннадцатью мирянами. В нем на примере порочной жизни и деятельности Кировского епископа Иоанна (Иванова) рассказывалось об этом пагубном для Церкви сотрудничестве.

Епископ Иоанн Кировский
Епископ Кировский Иоанн (Иванов; 1912, Псков – 1966, Киров). С июля 1941 года – певчий открытого в первые недели оккупации Пскова немцами Троицкого кафедрального собора. В июне 1943 г. рукоположен целибатом во диакона, а в августе того же года во священника Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митрополитом Сергием (Воскресенским). 7 марта 1944 года вместе с прихожанами вывезен немцами в Шауляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. После прихода советских войск вернулся в том же году в Псков. В 1945 году был арестован, но через полтора года в октябре 1946-го освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 1948 года служил в Ленинграде. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. В 1958 году пострижен в монашество Псковским и Порховским епископом Иоанном (Разумовым). В ноябре 1962 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского митрополитом Ленинградским и Ладожским Пименом (Извековым) в сослужении митр. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) и других архиереев.
Из открытого письма Бориса Талантова и других одиннадцати верующих патриарху Алексию о еп. Иоанне: «Этот епископ повсюду сеял вражду, различными способами закрывал церкви и увольнял хороших священников, ставил на место их и возвышал недостойных и пьяниц, совершал вопиющие беззакония, бесчинствовал во время богослужений, проклинал и отлучал от Церкви твердых верующих и старых священников! Обманывал, клеветал, лгал, занимался любостяжательством и открыто нарушал этикет епископского безбрачия!
Даже среди неверующих трудно найти столь нечестивого и порочного человека, каким является епископ Иоанн. Но благодаря большому самомнению и глупости, он тайное сделал явным!
Он строго сказал священникам: «Кто посмеет ослушаться уполномоченного, того я запрещу!»
Замечательно то, что он постоянно выставлял сам себя в смешной роли провокатора Церкви.
Так, в декабре 1963 г. епископ Иоанн самовольно перевел настоятеля церкви с. Анкущино, архим. Клавдиана Моденова в с. Корляки, а с. Анкушино оставил без священника, хотя были кандидаты, желающие поступить туда. Поэтому староста церкви этого села И. Е. Казаков подал в 1964 г. в Патриархию несколько жалоб за беззаконные действия еп. Иоанна.
Жалобы остались без ответа, а еп. Иоанн разгневался на старосту. Когда последний 17 февраля 1965 г. явился к еп. Иоанну по вопросу о назначении священника, то епископ в течение двух часов набрасывался на него с кулаками и кричал: «Я тебя отправлю в НКВД!»
Потом он поехал на квартиру верующего Б. В. Талантова, которого он, по-видимому, заподозрил в соучастии в написании жалоб. Здесь он, в присутствии многих людей, угрожал Б. В. Талантову прокурором и вел себя так, как будто он был следователем НКВД, производящим арест во время «Ежовщины».
Тем самым он открыто стремился показать, что он не только епископ, но и еще влиятельный человек следственных органов.
Действительно: «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость!» (Притч. Соломоновы 13, 7)
Как же при отделении Церкви от государства епископ Церкви мог оказаться одновременно чиновником государственных следственных органов!
Все это хорошо известно Патриархии из письма Б. В. Талантова от 19 марта 1965 года».

Борис Талантов и другие верующие писали, что в нарушение заповеди Божией «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), «первые иерархи Церкви, возлюбив человеческую славу и богатство, стали на погибельный путь рабского подчинения всем незаконным распоряжениям совета [по делам религий], направленным на разрушение Церкви и искоренение христианской веры в нашей стране!
Практическая деятельность Патриархии, начиная с 1960 года, была направлена на то, чтобы сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов.
Погибельный путь человекоугодничества привел некоторых епископов и священников к открытому предательству Христовой Церкви!»
.

Никодим (Ротов)
Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов; 1929-1978). С 1960 по 1972 год возглавлял Отдел внешних церковных сношений МП. Самый яркий человек в Московской патриархии. Активный экуменист, инициатор т. н. Октябрьского богословия (писал о положительном значении большевицкого переворота 1917 года для Церкви и для дела Христова на земле), постоянно заявлял на родине и за рубежом об отсутствии гонений на религию в СССР.
На открытии собеседования богословов РПЦ МП и Евангелической церкви ФРГ он говорил: «Что касается события Октябрьской революции в России, то не подлежит сомнению, что последовавшее за ним коренное преобразование строя жизни и мышления многих миллионов людей, начиная с русского народа, является сильнейшим импульсом для богословского осмысления принципиально новых явлений мировой жизни и для занятия Русской Православной Церковью единственно правильной и промыслительно указанной позиции в отношении к действительности, которая может быть кратко выражена словами «экуменизм», «мир», «человечность» и «братство всех людей». Это осознание коснулось не только чисто практической стороны дела, то есть жизни Православной Церкви в новых условиях, но и отразилось на богословском восприятии действительности» (ЖМП, 1967. № 4. С. 40).

Митр. Ленинградский Никодим (Ротов), будучи в Лондоне, заявил на радиостанции ВВС, что это письмо анонимное, а значит является фальшивкой, и более того, дал понять, что готов поклясться в этом на Кресте и Библии. Однако несмотря на давление КГБ и других советских органов никто из подписавшихся не отказался от своей подписи. Услышав об этой лжи из уст митрополита, Борис Владимирович был потрясен, и направил патриарху новое послание с подтверждением подлинности открытого письма.

Подобное поведение одного из первых лиц МП явилось характерной иллюстрацией того соглашательства с бороборцами и предательства Церкви, о которых Борис Талантов писал в статье «Сергиевщина, или приспособленчество к атеизму (Иродова закваска)» и в других статьях:

«Приспособленчество к атеистической власти ярко и четко изложено в книге "Правда о религии в России", изданной под редакцией Патриарха Сергия в последние годы его жизни при участии Митрополита (ныне Патриарха) Алексия и Митр. Николая. В этой книге Патр. Сергий и Митрополиты Алексий и Николай категорически утверждают, что в СССР никогда не было гонений на христиан, что сообщения западной печати об этих гонениях - злостные выдумки врагов советской власти, что епископы и священники с 1930 по 1941 гг. были осуждены советскими судами исключительно за свою контрреволюционную деятельность, и что само Церковное Управление в свое время было согласно с их осуждением. Чудовищная ложь этого утверждения видна уже из того, что очень многие священники, расстрелянные и погибшие в лагерях при И. Сталине, были реабилитированы при Н. С. Хрущеве. Самые мужественные борцы за правду и христианскую веру объявляются в этой книге раскольниками, политиканами и чуть не еретиками. Эта книга должна быть предана проклятию: она будет вечным позорным памятником Патриарху Сергию. И теперь мы с полным основанием приспособленчество к атеистической власти можем назвать именем Митрополита Сергия - сергиевщиной.
Спасло ли приспособленчество (сергиевщина) Русскую Православную Церковь? Из изложенного ясно, что оно не только не спасло во времена деспотизма И. Сталина Русскую Православную Церковь, но наоборот, способствовало потере подлинной свободы совести и превращению Церковного Управления в послушное орудие атеистической власти.
Категорическое отвержение Кардиналом Вышинским приспособленчества к атеистической власти и его последовательная и твердая борьба за Евангельскую правду и подлинную свободу совести привела к тому, что сейчас в Польше Церковь действительно независима от государства и пользуется значительной свободой.
Итак, ложью нельзя защищать Церковь.
Приспособленчество – маловерие, неверие в силу и Промысел Божий. Приспособленчество не совместимо с истинным христианством, т.к. в основе его лежит ложь, угодничество сильным мира сего и ложное разделение духовных потребностей на чисто религиозные и общественно-политические. По учению Христа, вера должна направлять интеллектуальную, семейную и общественную жизнь каждого христианина. "Вы соль земли", "вы свет мира" (Мф. 5, 13-14), говорит Христос, обращаясь к своим последователям. В соответствии с этим Кардинал Вышинский говорит: "В Польше Церковь должна пронизывать все: книги, школу, воспитание, культуру народа... живопись, скульптуру и архитектуру, театр, радио и телевидение... общественную и экономическую жизнь") (Цитируется по журналу "Наука и религия" №1, 1967 г.)»
.

267px Борис Талантов. Последняя фотография перед арестом (1969)
Борис Талантов. 1969 год. Последнее фото перед арестом.

12 июня 1969 года на квартире Бориса Владимировича был произведен 8-часовой обыск, он был арестован. И в тюрьме Талантов продолжает защищаться, ясно доказывая безосновательность предъявленных ему обвинений. 4 января 1971 года он умер в заключении, пойдя по следам своих погибших в сталинских концлагерях отца и брата, но главное – пойдя по следам претерпевшего Крест Спасителя, Которому безстрашно служил, не щадя своего слабого здоровья.

ОстанинЕС
Евгений Серафимович Останин, кандидат исторических наук, доцент ВятГГУ, исследователь жизни и творчества Бориса Талантова, собиратель и издатель его письменных трудов.

В 2011 году в год 40-летия кончины Бориса Талантова исследователь его жизни Евгений Останин сетовал: «Как только о нём заходит речь, все выражают единодушное восхищение, одобрение, уважение, всё, что угодно. А как дело доходит до реализации его мыслей, конкретных его предложений, тут начинаются всякие заминки, оговорки, уловки или уходы в сторону. Так что даже спустя почти 40 лет после смерти Талантов всё равно остается очень не удобной фигурой для многих».
Всё это от того, что нет раскаяния в его смерти тех и потомков тех, кто причастен к гонениям на него и в целом на веру во Христа.

Икона мученика Бориса
Прорись иконы мученика Бориса Талантова.

Русская Зарубежная Церковь в 1981 году прославила Бориса Талантова как мученика в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Однако у нас на Родине прославление его встречает множество препятствий, поскольку официальная церковная жизнь остается отравленной сергианством, к покаянию в котором призывал мученик Борис.

Вернуться к списку записей

Комментарии

р.Б. Дионисий
21 апреля 2019 10:58

Так Борис Талантов к какой юрисдикции принадлежал??? К РПЦ МП? Тогда непонятно как РПЦЗ его прославила? Ведь он пытался "бороться изнутри" сергианской ереси с самим сергианством. А если он принадлежал к РПЦ, то как можно требовать от РПЦ МП чтобы она его прославила?

Кирилл
4 мая 2019 08:39

Христос Воскресе!

Странный вопрос задаёт Дионисий. Есть одна Поместная Российская Церковь. Никогда Русское Зарубежье не отделяло себя от России. РПЦЗ это ведь не какая-то другая Поместная Церковь, а часть Церкви Российской. Это деятели Московской Патриархии пытались искусственно разделить русский народ на тех, кто в Отечестве и тех, кто вне его пределов, присвоив себе звание "Матери-Церкви".

Борис Талантов святой нашей Поместной Российской Церкви, Церкви русского православного народа.

р.Б. Дионисий
18 мая 2019 06:46

Кирилл - это у вас по сути экуменическая экклесиология. Если вы разрываете с кем-то общение, то они либо раскольники, либо еретики. А иначе сами вы находитесь в расколе. Точно так же и по отношению к сергианам. РПЦЗ разорвало с ними общение до момента своей капитуляции в 2000 году. Поэтому если вы называете сергианско-экуменическую РПЦ МП, кукольную организацию созданную большевиками - частью Поместной Церкви, то мне с вами беседовать больше не о чем.

Кирилл
19 мая 2019 13:26

Дионисий! Читайте историю Церкви и отцов Русского Зарубежья, тогда поймёте почему РПЦЗ прославила во святых русского мученика Бориса Талантова и почему всегда надеялась объединиться с Церковью в Отечестве после падения коммунизма. Вы предлагаете сектантское понимание Церкви, обзывая экуменизмом здоровое желание к единству в Истине. Этого единства желала РПЦЗ. Увы, силы зла и человеческая немощь постарались сделать всё, чтобы получилось так, как получилось сейчас.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры