Образ Церкви, которую мы совместными трудами намереваемся созидать, для каждого свой. Конечно, это касается лишь деталей, но как часто они заслоняют целое! Вновь настал момент, когда имеется возможность согласовать наши представления, жертвуя второстепенным ради главного – Христа и его стада, которое мы призваны лишь пасти, а не распоряжаться им.
Благочестивую риторику и каноническую казуистику пора предоставить «мировому православию», нам – недосуг! Формальные проблемы – для спокойных времен. Важно лишь то, что мы есть, а не то, чем нам хочется казаться. Для начала нужно определиться с нашими аксиомами. Что для нас очевидность, а не гипотеза?
РПЦЗ и катакомбная Церковь в Отечестве – два наших несомненных корня, два варианта традиции, на которых мы базируемся. Они подвергались деформациям и искажениям, но обе пока еще живы. Важно осознать, что в них нельзя «законсервироваться». Бог всегда творит нечто новое, творит нами и через нас. Горе, что мы чересчур неподатливый, упрямый материал. Святые были мягкой глиной в руках Божиих, и мы должны «расширить сердца» и принять друг друга без высокомерной предвзятости.
Давно пора отделить Московскую Патриархию от тех, кто имеет несчастье в ней находиться. Я не перестану «вопить» об этом. Зачем отделяться от митрополита Агафангела, если солидаризоваться с главным его заблуждением? Русофобские взгляды о неисправимой «совковости» нашего народа непоправимо препятствуют церковному строительству, ведь камни и бревна для него можно обрести только в русских пределах. Да, мы больны, может, уже и смертельно. Но где обретется ныне нечто вполне здоровое? Может, таково ваше высокое собрание? Тогда мы, грешные, недостойны быть с вами.
На мой взгляд, сегодня нам предоставлена еще одна, наверное, уж последняя, попытка. Первая была 25 лет назад, когда на нас упал «железный занавес», придавив находившихся с обеих его сторон, и она была использована неудачно. Первой оправилась от потрясения МП, и, надо признать, она вчистую переиграла тогда РПЦЗ, оказавшуюся неготовой к той жесткой и «нечистой» игре. Ее умозрительная, идеализированная и демонизированная одновременно, модель России, оказалась нереалистичной. За прошедшие годы можно было извлечь опыт из тех ошибок.
Если мы не перестанем мыслить шаблонами, то не сможем выйти из состояния «осколочности». В принципе, из этого состояния можно и не выходить, выживать - сколько получится – по отдельности, а если Бог поможет, то и до конца. Как-то так мы в России сейчас и существуем: наблюдаем, как принимаются законы, чтобы нас уничтожать, как мир приготовляется к приходу своего князя. Наверное, так Церковь и встретит Жениха своего – в виде разрозненных общинок по всему миру, по подобию иосифлянских. Ну, а если мы хотим еще побороться, тогда необходимо объединяться.
К нам не раз обращались священники из МП, психологически уже готовые к отделению. Но, видя наше неопределенное каноническое положение, нашу раздробленность и малосильность, они не решались на этот шаг. Не говорю об их правоте, но понимаю обоснованность сомнений. Они привыкли быть частью сильной и влиятельной организации, они начали прозревать тщетность своих надежд на её оздоровление изнутри. Но их идеал, как правило, - это восстановление монархической государственности во всей полноте, оздоровление народа и проч. При фактически катакомбном, изгойском положении, в коем мы находимся как-то воздействовать на общество и власть невозможно. Из братолюбия надо попытаться выступить им навстречу. Заблуждения преодолеваются через опыт, и необходимо дать людям возможность его получить, чтобы они не оправдывали себя тем, что у них не было выбора.
Нам должно попытаться найти согласие, отложив частные мнения, - усомнимся, с Божьей помощью, в их непогрешимости! Бог обязательно спросит нас за то, все ли мы сделали для собирания Его стада, ныне рассеянного. Уготовляя «рождественские входы», последуем за Спасителем нашим, не брезговавшим прокаженными и бесноватыми. Люди в Отечестве нашем тоже таковы, и нам не хуже вашего знаемо это. Но сказано же прощать «до седмижды седмерицею». Знаем, что Вы не единожды пытались достучаться до их сердец, но попытайтесь еще. Наш народ не отвергнул пока окончательно ни Христа, ни Его Церковь.
Протоиерей Кирилл.
Комментарии
Оставьте комментарий