Протоиерей Михаил Карпеев. «Господи и Владыко живота моего, дух уныния отжени от мене!»

12 марта 2020

Фото основное

В Соединённых Штатах Америки с недавних пор полицейским, когда они едут на вызов, предписано носить на себе видеокамеры. Я не знаю насколько масштабно применяется эта мера, во всей стране или только в ряде штатов, но часть записанного видеоматериала полицейские управления выкладывают в интернет для всеобщего обозрения. Это делается для того, чтобы с одной стороны полицейские на задании помнили, что всё будет заснято и вели себя максимально вежливо и профессионально, а, с другой стороны, для того, чтобы защитить себя от клеветы со стороны правонарушителей и их пособников.

фото1
Полицейский США с нательной видеокамерой.

Просматривая эти драматичные по своему содержанию видео, периодически видишь, как некоторые правонарушители осознанно идут на риск быть убитыми, более того, кое-кто из них обращается к полицейским, направляя на них холодное или огнестрельное оружие, с такими словами: «Убей меня!». В полицейских сводках присутствует информация о том, что родственники правонарушителя или потерпевшие сообщают о намерении преступника покончить жизнь самоубийством при помощи полицейских. Или вот один пример: ещё достаточно молодой музыкант даже устроил видеотрансляцию на Фейсбуке своей, заранее запланированной смерти от рук правоохранителей.

фото 2
Тридцатилетний музыкант Брайн Квиньёнос Росарио за мгновения до спровоцированного им собственного расстрела полицией.

У нас пока большинство стражей порядка не оборудованы нательными видеокамерами и наши полицейские отделы внутренних дел не спешат следовать примеру своих американских коллег. Но и без современных средств видеорегистрации мы можем увидеть что-то подобное у себя.

фото 3
Пьянка причина многих бед, а также опасность гибели души и тела.

Не только в дни праздников, а порой и в будни, проходя мимо окон жилищ пьянствующих наших соотечественников, можно услышать среди прочего: «Убей меня!».

В этих словах звучит отчаяние, нежелание больше жить на этом свете, неспособность терпеть окружающих.

Хотя, надо признать, такие гласные призывы далеко не всегда заканчиваются гибелью человека. Это, так сказать, крик души. Гораздо чаще люди сводят свои счёты с жизнью без свидетелей, однако непременно, чтобы их труп после самоубийства был обнаружен как можно скорее.

фото 4
Суицид – не решение проблем.

Сколько человек ежегодно накладывает на себя руки в этом падшем мiре? Статистика говорит, что каждые 40 секунд на земном шаре кто-то сводит счёты с жизнью – почти 800 тысяч человек в год. Как будто некий вирус заражает людей желанием самоубийства и выкашивает людей из года в год и жертв его не становится меньше. Имя вирусу, который вызывает такую массовую гибель, – уныние.

фото 5

Но если человек, заразившись, например, коронавирусом имеет возможность покаяться, попросить прощения, примириться с Богом и со своими близкими, то самоубийца уходит в мiр иной с той духовной тяжестью, которая и привела его на путь суицида.
Уныние не зря называется святыми отцами матерью грехов.

фото 6
Икона Святителя Иоанна Златоуста. 1405г. Фрагмент. Феофан Грек.

Вот, что говорит об унынии свят. Иоанн Златоуст:

«Подлинно, уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения. И в самом деле, оно подобно смертоносному червю, касающемуся не только плоти, но и самой души; оно — моль, поедающая не только кости, но и разум; постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души; непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сжигающий сильнее всякого пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением. И солнце, и этот светлый воздух, кажется, тяготят находящихся в таком состоянии, и самый полдень для них представляется подобным глубокой ночи».

Уныние с одной стороны не может никого видеть, никого терпеть, а с другой требует от своего пленника всеобщего признания, почитания и внимания. Здесь обнаруживается гордость носителя этого болезненного для души вируса. Отсюда и взаимоисключающие стремления у потенциального самоубийцы. С одной стороны он так устал от всех людей, что и общаться с ними больше не хочет, настолько, что убивает себя, а с другой требует внимания к своей персоне: пишет предсмертные записки, устраивает место своей гибели особым образом, как некое театральное действо, или вызывает вооружённых полицейских, чтобы погромче уйти из этого мiра, чтобы побольше людей узнало о трагедии, его трагедии.

В общем-то, такое внутреннее противоречие является основным признаком гордыни. Ведь гордый человек с одной стороны считает себя выше других и поэтому готов унизить каждого, а с другой требует к себе внимания со стороны им же униженных людей, и мало того, внимания, – он желает их любви и почитания.

фото 7

В той или иной степени все люди заражены духом гордыни и уныния со времён грехопадения наших прародителей. Если не противиться ему, не врачевать свою душу покаянием, постом и молитвой, то можно дойти до крайнего болезненного состояния духа и пополнить печальную статистику суицида.

фото 8
Всероссийский пастырь святой праведный Иоанн Кронштадский.

Святой праведный Иоанн Кронштадский в первом томе своей книги «Моя жизнь во Христе» даёт нам полезный совет, основанный на собственном духовном опыте, как победить уныние:

«И святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами грешными? И нас враг уязвляет часто сердечным озлоблением, уничижением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние».

Во втором томе всероссийский пастырь продолжает наставлять в борьбе с этим страшным грехом:

«Когда покроет тебя тьма окаянного – сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее Имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном Имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице».

Чем ближе мiр к своему историческому концу, тем тяжелее людям справиться с собой, а лучше сказать, с собственными страстями. Об этом времени предупреждает нас Сам Господь: «Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:10,12,13).

Наблюдая сегодня, как одни люди не хотят жить, другие, наоборот, пытаются как-будто прожить несколько жизней за одну, и никак не могут насытиться, попутно вытирая свои ноги об окружающих, понимаешь, что последние времена, предсказанные Господом, если и не наступили окончательно, то всё больше приближаются.

фото 9
Признак человека последнего времени – злоба и отсутствие любви.

Основные признаки наступающей эпохи антихриста налицо: ненависть друг к другу, охлаждение любви, предательство, усиливающийся в планетарных масштабах разврат и прочее и прочее.

Христос укрепляет нас словами: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24:13). Здесь ключ к пониманию того, как в последние времена спасаться христианам.

фото 10
Преподобный Ефрем Сирин. Фреска.

Преподобный Ефрем Сирин предупреждает: «Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового».

фото 11
Преподобный Макарий Египетский.

Ему вторит преподобный Макарий Египетский: «У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа».
А раз так, то предающийся унынию не сможет пережить последние времена.

фото 12
Преподобный авва Исаия.

Преподобный авва Исаия наставляет нас:

«Не дадим места унынию в сердцах наших, чтобы оно не отняло у нас возможности наследовать обетованную землю».

Но несмотря на то, что мiр всё дальше отходит от Бога, пусть нас это не смущает, будем помнить слова Апокалипсиса:

«Время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду»
(Откр. 22:10-15).

фото 13
Страшный Суд. Современная икона.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры