Синод Противостоящих и его предстоятель митрополит Киприан (в центре).
В последнее время участились нападки на приснопамятного митрополита Оропосского и Филийского Киприана именно со стороны тех, кто называет себя наследниками Русской Зарубежной Церкви. Хочу напомнить таким критикам, как относились архиереи РПЦЗ к предстоятелю Синода Противостоящих Греческой Церкви и почему они приняли решение вступить с ним в молитвенное и евхаристическое общение. Сейчас некоторые сторонники осуждения митрополита Киприана заявляют, что на Архиерейском Соборе 1994 года не все было однозначно, что, дескать, были владыки, которые выступали категорически против союза с Синодом Противостоящих. При этом главной причиной несогласия выставляют екклезиологические причины, т. е. будто бы критически настроенные архиереи считали церковную позицию митрополита Киприана неправославной. Но, полагаю, что следует обратиться к документам тех лет, тем более, что тогда протоколы церковных собраний не редактировались, как это делается сейчас, в угоду той или иной точке зрения.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1994 года.
Но прежде чем читатель углубится в изучение истории деяний Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 года, а именно той части, которая посвящена теме евхаристического общения с Синодом Противостоящих, я приведу небольшие справки о тех архиереях РПЦЗ, которые были против того, чтобы признать митрополита Киприана и его юрисдикцию.
Епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий (Кантакузен).
Епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий (Кантакузен) во всем старался следовать линии своего наставника и предшественника по кафедре архиепископа Антония (Бартошевича), о чем, собственно, и говорит на Архиерейском Соборе 1994 года, когда высказывает свое несогласие с принятием в общение митрополита Киприана: «Мы роняем наш престиж, если войдем в евхаристическое общение с Синодом Митрополита Киприана. Сам Архиепископ Антоний Женевский был бы против этого. Он не мог бы служить с ними». Однако нам известно, что покойный владыка Антоний был, как бы сейчас сказали, весьма либеральных взглядов и никогда не считал официальные Православные Церкви безблагодатными. Да и сам епископ Амвросий выдвигает в качестве аргумента против общения с Синодом Противостоящих не екклезиологические причины, а потерю престижа, поскольку в официальном православии тех лет юрисдикцию митрополита Киприана считали раскольничьей организацией, выступающей за сохранение старого стиля.
Епископ Ирийский Даниил, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ.
Епископ Ирийский Даниил, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ, также выступал против общения с Синодом Противостоящих. Но, как и в случае с епископом Амвросием, им не были выдвинуты причины екклезиологического плана, его пугали несогласия среди старостильных синодов Греции. Его взгляды на церковную жизнь тех лет выражаются в критическом отношении к воссоединению с Московской Патриархией, но при этом он сам посетил единоверческий приход МП в России и по свидетельству некоторых членов общины даже молился с ними.
Итак, главным в нежелании союза с Синодом Противостоящих были причины практического, а не богословского характера. Поэтому в итоговом документе Архиерейского Собора 1994 года мы читаем такие слова: «Синод Митрополита Киприана всецело держится тех же экклезиологических и догматических принципов, как и наша Русская Зарубежная Церковь».
ПРОТОКОЛ № 7
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
28 июня/11 июля 1994 г.
Присутствуют все Преосвященные, перечисленные в Протоколе № 1, кроме Преосвященного Епископа Варнавы Каннского, который отбыл в Европу.
Начало заседания в 10 ч. утра.
Председатель Митрополит Виталий дает слово Преосвященному Епископу Фотию Триадицкому, Болгарской старостильной Церкви, получившему хиротонию от Синода Митрополита Киприана.
Епископ Фотий докладывает о главной современной опасности для Православия – экуменической ереси. Она проникла почти во все поместные Церкви и растлевает православное церковное сознание. Растворяет чувство границ между Истиной и ересью.
Так называемая Баламандская уния состоялась в июне 1993 г. на совещании между католиками и православными в Баламандском православном монастыре в Ливане. Православная сторона признала Римо-католическую церковь, как сестру Церковь, и признала право на существование униатских общин. Это постановление было позднее официально признано и Румынской новостильной Церковью.
Далее Епископ Фотий говорит о соглашении между представителями православных поместных Церквей и монофизитами. Антиохийский Патриархат теперь находится в общении с анти-халкидонитами – монофизитами. Монофизиты не признают последних 4-х Вселенских соборов.
Он цитирует интервью с Патриархом Алексием II, в котором он говорит, что между православными и монофизитами нет богословских и догматических расхождений.
Отступление идет быстрыми шагами. Если традиционные Церкви будут жить в изоляции, то этому будут радоваться только враги Православия.
Далее Епископ Фотий говорит о том, почему он общается с Синодом Митрополита Киприана, а не с другими греческими старостильными группами. Он говорит о разных (4-х) юрисдикциях в Греции. У всех, кроме Митрополита Киприана, принципиальный экклезиологический взгляд, что у новостильников нет благодати. Они также отрицательно относятся к Русской Зарубежной Церкви. У Митрополита Киприана правильная святоотеческая экклезиология, т.е. мы канонически ограждаем себя от разрушительного влияния, главным образом, от экуменизма.
Нужно, чтобы мы были в братском объединении, чтобы общими силами стоять за Истину.
Преосвященные задают Епископу Фотию вопросы по этой теме, и идет обсуждение вопроса о Синоде Митрополита Киприана.
Председатель Митрополит Виталий выражает благодарность Епископу Фотию, и он покидает зал заседания.
Епископ Даниил замечает, что Церковь Православная принципиально консервативная. Сейчас захватили власть в Церкви модернисты. К сожалению, консервативный элемент сейчас раздроблен. Поэтому сотрудничество и общение между нашими Церквами очень важно. Есть возможность обойти проблему того, чтобы нам не выступать судьями между греческими старостильниками. Можно сказать: мы приветствуем общение со всеми греческими старостильниками, которые желают с нами общаться.
Архиепископ Лавр, член Комиссии по вопросу об установлении литургического общения с Синодом Митрополита Киприана, читает краткую справку по истории Старостильной (Истинно-Православной) Церкви. (Текст прилагается).
Далее Архиепископ Лавр читает свой доклад относительно возможности установления молитвеннаго и евхаристического общения с Митрополитом Киприаном и его Синодом. (Текст прилагается).
Епископ Митрофан, другой член Комиссии, приписал к тексту доклада Архиепископа Лавра: «Установление полного молитвенного общения с Синодом Митрополита Киприана и с группой болгарского Епископа Фотия нахожу необходимым».
Председатель Митрополит Виталий говорит о трудностях понимания всех разделений старостильников в Греции.
Архиепископ Марк замечает, что все, кроме Митрополита Киприана, считают себя единственными православными.
Епископ Даниил говорит, что он перевел на русский язык статью об экклезиологии Митрополита Киприана. Читал потом и возражения. Говорят, что Митрополит Киприан создал вокруг себя культ личности. Также говорят, что он создал самочинную автокефалию. Епископ Даниил боится, что мы можем стать жертвой еще одной авантюры. Надо не ошибиться.
Архиепископ Лавр считает, что надо поставить им условие, что мы не будем вмешиваться в их церковную жизнь, а они не должны вмешиваться в наши церковные дела.
Председатель Митрополит Виталий добавляет, что нужно, чтобы они советовались с нами, если желают кого-нибудь принять (например, какую-нибудь группу).
Архиепископ Антоний З.А. говорит, что следовало бы не им ставить условия, а самим это иметь в виду. А их ничего не должно касаться, что мы делаем.
Архиепископ Марк указывает на хороший опыт с греками у него – они советуются с ним. Французов приняли румыны, а не греки Митрополита Киприана. Приезжая в Германию, греки всегда соблюдают порядок, спрашивают у него разрешение.
Архиепископ Антоний Л.А. говорит, что знает Митрополита Киприана еще архимандритом. Он оказал Владыке Антонию гостеприимство. Архиепископ Антоний далее спрашивает, сколько у них монастырей, приходов и архиереев. Он хорошо знает Епископа Хризостома из Этны и считает его не совсем психически нормальным. Почему-то Митрополит Киприан не влияет на него. Надо выразить безпокойство относительно того, что старостильники греки насаждают свои приходы в России.
Епископ Вениамин объясняет, что он спрашивал Митрополита Киприана относительно этого. Тот сказал, что в России он ничего не имеет. Если мы войдем в общение с Митрополитом Киприаном, то Архиепископ Лазарь использует этот случай для своей пользы, т.к. он создал такое же самочинное управление, как Митрополит Киприан.
Архиепископ Марк говорит, что здесь совсем другой случай.
Епископ Иларион говорит, что большинство из тех, кто прислал возражения, это бывшие бостонцы. Единственная группа, которая имеет подобную экклезиологию, как Митрополит Киприан, это Епископ Петрос в Астории. Они даже хотят войти в нашу Церковь в качестве отдельной епархии. Предубеждение против этой группы было у нас под влиянием Пантелеймона.
Архиепископ Алипий говорит, что он беседовал с Архиепископом Петросом, и он ему жаловался относительно проблем с Епископом Паисием.
Архиепископ Лавр замечает, что недавно Паисия хотели судить, но за день до суда он явился к Архиепископу Хризостому и они вместе служили.
Председатель Митрополит Виталий говорит, что надо, чтобы Архиепископ Петрос был с нами.
Епископ Иларион говорит, что они пока не подали прошения.
Епископ Митрофан стоит на точке зрения, изложенной Епископом Фотием, и считает, что нужно с Митрополитом Киприаном войти в общение.
Епископ Даниил замечает, что само название «Синод повстанческий» звучит немного революционно. Это немного опасно для наших русских архиереев.
Епископ Амвросий считает Синод Митрополита Киприана авантюрой. У него за некоторый срок было сделано очень много епископов, например Епископ Евлогий (Хесслера). Он считает, что мы роняем наш престиж.
Архиепископ Марк говорит, что Епископ Евлогий не состоял у Митрополита Киприана в Синоде, а у Митрополита Каллиста.
Епископ Кирилл давно знает Митрополита Киприана. Это люди положительные, и будет польза для нашей Церкви, если мы войдем с ними в молитвенное общение.
Председатель Митрополит Виталий говорит, что мы достигли какого-то единомыслия и думает, что мы можем войти в общение с Митрополитом Киприаном.
Епископ Амвросий возражает и повторяет, что мы роняем наш престиж, если войдем в евхаристическое общение с Синодом Митрополита Киприана. Сам Архиепископ Антоний Женевский был бы против этого. Он не мог бы служить с ними.
Архиепископ Марк отвечает, что Архиепископ Антоний всегда прислушивался к мнению молодого француза, который отрицательно относился к Митрополиту Киприану, считая его авантюристом. Сам Архиепископ Марк видел, какое благочестие там у народа. Лучшие профессора богословского факультета в Афинах глубоко почитают Митрополита Киприана.
Председатель Митрополит Виталий предлагает Епископу Амвросию ближе познакомиться с Митрополитом Киприаном.
Епископ Даниил замечает, что вопрос о Болгарской старостильной Церкви, т.е. о Епископе Фотии, зависит от Синода Митрополита Киприана. Таким образом, мы входим в общение и с ним.
ПОСТАНОВИЛИ: Установить молитвенное и евхаристическое общение с греческим Старостильным Синодом Митрополита Киприана, а также с Преосвященным Фотием Триадицким, Болгарской Старостильной Православной Церкви.
Архиепископ Антоний З.А. предлагает день памяти Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, совершать в ближайшую субботу ко дню его кончины, а также установить праздник обретения его святых мощей - 17 сентября.
Архиепископ Марк замечает, что предпочтительно было бы иметь точный день, т.е день его преставления.
Архиепископ Антоний З.А. говорит, что св. Иоанн скончался в день памяти Апостола Иуды, которому есть полиелейная служба. Есть случаи, когда праздник святых переносят на определенный день недели, например, преподобному Варлааму Хутынскому.
Председатель Митрополит Виталий замечает, что полиелей для всех апостолов был установлен имп. Петром Великим.
Архиепископ Лавр по вопросу о Святой Земле замечает, что в связи с недавним посещением Святой Земли, хозяин арабской гостиницы на Елеоне, где останавливаются паломники, сказал ему, что представители от Московской Патриархии предлагают купить эту гостиницу. Они, по-видимому, разсчитывают в будущем иметь свою ногу в Елеонском монастыре. Хозяин предлагает нашей Церкви купить ее. Вероятно, стоимость будет больше миллиона долларов.
Архиепископ Марк читает докладную записку священника Николая Артемова относительно Митрополита Петра Крутицкого и Митрополита Кирилла Казанского. Недавно из советских архивов выяснено, что они умерли мученической кончиной. В богослужебном поминовении нужно изъять их из места, где перечисляются Исповедники, и называть их Священномучениками. (Текст прилагается).
Архиепископ Антоний Л.А. говорит, что в книге Льва Регельсона есть три свидетельства, что Патриарх Тихон был отравлен, т.е. он также священномученик. В молитве можно всех назвать Священномучениками и Исповедниками Российскими.
Все Преосвященные с этим согласны.
Архиепископ Лавр спрашивает, куда включить имена трех новопрославленных святителей. У нас нет единообразия в практике наших приходов.
Архиепископ Антоний З.А. просит Архиепископа Марка упорядочить список поминовений.
ПОСТАНОВИЛИ: Именовать Святителей Тихона, Петра Крутицкого и Кирилла Казанского не Исповедниками, а Священномучениками.
Архиепископ Марк просит о местном прославлении Александра Шмореля, который был казнен в 1944 г. при Гитлере в г. Мюнхене. Александром Шморелем двигали христианские побуждения, выраженные в розданных им и другими членами группы «Белая Роза» листовках, а также личных письмах. Он отказался от предложения властей предоставить ему свободу за отречение от своих убеждений. Он старался дух христианский поднять в немецком народе. Он отказался отрицать свои убеждения. Молодежь и духовенство просят о местном прославлении.
Председатель Митрополит Виталий говорит, что если он умер по-христиански, то, конечно, можно его прославить. Можно составить ему службу и открыть его останки.
Муч. Александр Шморель (16 сентября 1917, Оренбург, Россия — 13 июля 1943, Мюнхен). Один из основателей немецкой студенческой группы Сопротивления «Белая роза», действовавшей в Третьем рейхе. Замучен нацистами. Канонизирован Русской Православной Церковью за границей.
Архиепископ Марк говорит, что открыть мощи может оказаться трудно, т.к. над ним похоронены его родители.
ПОСТАНОВИЛИ: Благословить местное почитание в Германской епархии новомученика Александра Шмореля, умученного нацистами.
Архиепископ Антоний Л.А. говорит, что со священномучеником Михаилом Лекторским умертвили еще 300 человек, как свидетельствует его дочь, прихожанка в Лос-Анжелосе Архиепископа Антония. (Сообщение прилагается).
Заседание закончилось пением молитвы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Архиерейского Собора:
+Митрополит Виталий
ЧЛЕНЫ Собора:
+Архиепископ Антоний З.А.
+Архиепископ Антоний Л.А.
+Архиепископ Алипий
+Епископ Вениамин
+Епископ Даниил
+Епископ Кирилл
+Епископ Митрофан
+Епископ Амвросий
+Епископ Иоанн
СЕКРЕТАРИ Архиерейского Собора:
+Архиепископ Лавр
+Архиепископ Марк
+Епископ Иларион
(http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201994%20Prot.htm)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 1994 ГОДА
28 июня/11 июля 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей имел суждение по вопросу о возможности войти в молитвенное и евхаристическое общение с группой греческих старостильников, возглавляемой Митрополитом Киприаном, Оропосским и Филийским.
Обстоятельства сего дела: Ходатайство Синода Митрополита Киприана по этому поводу было получено к Архиерейскому Собору 1993 г., однако оно было отклонено. Но вскоре последовала новая просьба о пересмотре этого вопроса. Архиерейский Синод 21 июля/3 авг. 1993 г. назначил Комиссию для изучения этого вопроса с последующим докладом Архиерейскому Собору. В связи с этим Собором были выслушаны:
1. Доклад Комиссии в составе Преосвященных Архиепископа Лавра, Епископов Даниила и Митрофана, изучившей вопрос существующих разделений в среде Старостильной Греческой Церкви;
2. Краткая история Старостильной Греческой Церкви от начала ее возникновения и до настоящего времени;
3. В обсуждениях были приняты во внимание заявления противников объединения, в которых был выдвинут вопрос о каноническом положении группы Митрополита Киприана и якобы о их неправославном учении о благодати. Также были выслушаны и замечания частных лиц по этому вопросу;
4. Кроме того, были выслушаны и ходатайства о принятии группы Митрополита Киприана в молитвенное общение со стороны Румынских Старостильников и со стороны Болгарского Епископа Фотия и от некоторых частных лиц;
5. При обсуждении всех вышеуказанных вопросов было установлено, что:
а) Синод Митрополита Киприана всецело держится тех же экклезиологических и догматических принципов, как и наша Русская Зарубежная Церковь, подробно об этом изложено в их брошюре - "Изложение учения о Церкви для Православных, противостоящих ереси экуменизма";
б) Синод Архиепископа Хризостома II в 1986 г. заочно судил и лишил сана Митрополита Киприана за то, что он, якобы, держится неправославного учения и не желает объединиться с его Синодом. Но как показывает история старостильных разделений, Митрополит Киприан не входил в Синод Архиепископа Хризостома II, который сформировался только в конце 1985 г., а он был в Синоде Митрополита Каллиста с 1979 г., а по выходе за штат Митрополита Каллиста, с 1985 г. Митрополит Киприан возглавил этот Синод. Митрополит Киприан не был в Синоде Архиепископа Хризостома, ему не подчинялся и поэтому их прещения не могут распространяться на него.
После всестороннего обсуждения и разбора этих вопросов, Архиерейский Собор считает, что в теперешнее время, когда апостасия всё ширится и так называемые официальные представители Православия – как Константинопольский и другие Патриархаты – всецело сдают позиции и идут на поводу у модернистов и экуменистов, то очень важно истинно православным объединиться и выступать вместе и противодействовать против предателей Святоотеческого Православия. В связи с сим, Архиерейский Собор определяет:
1. Установить молитвенное и евхаристическое общение с Греческим Старостильным Синодом Митрополита Киприана, и с Преосвященным Фотием, Епископом Триадицким, возглавляющим Болгарскую старостильную епархию.
2. Стороны не вмешиваются во внутренние церковные дела друг друга. Если же возникают какие-либо вопросы, требующие обсуждения, то необходимо советоваться друг с другом.
Постановили:
1. Вышеприведенное определение сообщить Митрополиту Киприану и Епископу Фотию.
2. Осведомить клир и нашу паству через публикацию сего Соборного Определения в церковной печати.
Председатель Архиерейского Синода
Секретарь Архиерейского Синода
"Православная Русь", № 17, 1994 г.
Комментарии
Оставьте комментарий