Протоиерей Михаил Карпеев. Трагедия митрополита Вениамина (Федченкова)

6 октября 2020

Фото 1
Псково-Печерский монастырь.

59 лет назад 4 октября 1961 года в Псково-Печерском монастыре скончался митрополит Вениамин (Федченков), яркий представитель российского духовенства первой половины ХХ века. В честь памяти владыки в одном интернет-сообществе на днях была опубликована статья. Казалось бы, благое дело. Как не поговорить о такой незаурядной личности, свидетеле и участнике, пожалуй, самых роковых событий нашей истории? Ведь в митрополите Вениамине, можно сказать, сконцентрировалось всё множество противоречий, надежд и разочарований постигших наших соотечественников в ту эпоху.
Прекрасный повод для покаяния и осмысления ошибок нашего народа. Однако авторы заметки предложили своим читателям своеобразную смесь жизнеописания владыки, воспоминаний о нём и собственных дополнений в виде домыслов и откровенной неправды.

Фото 2
Митрополит Вениамин (Федченков).

Но давайте для начала, чтобы почтить память архиерея Православной Российской Церкви, вспомним его земной путь.

Иван Федченков, будущий митрополит, родился в сентябре 1880 года в селе Ильинка Тамбовской губернии в благочестивой православной семье. Закончил Тамбовское духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию и впоследствии Санкт-Петербургскую духовную академию. 26 ноября 1907 года пострижен в монашество с именем Вениамин, 3 декабря того же года рукоположен в иеродиакона и через неделю 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен в иеромонаха. С 1904 по 1908 год не раз встречался со святым праведным Иоанном Кронштадтским. До конца 1911 года занимался преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургской академии и семинарии. С 26 декабря 1911 года – архимандрит. С 1913 до 1917 года – ректор Тверской духовной семинарии. Участник Поместного Собора Российской православной Церкви 1917-18 г.г. Был участником Всеукраинского церковного собора 1918 года, где выступал против автокефалии Православной Церкви на Украине. 10(23) февраля 1919 года в Покровском соборе Севастополя был хиротонисан во епископа Севастопольского.

Фото 3
Епископ Вениамин (Федченков). Фото 1920 года.

С весны 1920 года возглавил военное духовенство Русской армии, которая до 11 мая 1920 года именовалась Вооружёнными силами Юга России. Участник Всезарубежного церковного собора в Сремских Карловцах. В 1927 году поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). С 19 апреля 1932 года – архиепископ. С 1933 года – управляющий Северо-Американской епархией, экзарх приходов Московской патриархии в США. С 14 июня 1938 года – митрополит. Участник Поместного собора 1945 года в Москве, где был избран патриархом митрополит Алексий (Симанский).

Фото 4

30 июня 1945 года получил гражданство СССР. В 1948 году прибыл на Рижскую кафедру, где пробыл до 1951 года. С 1951 по 1955 – митрополит Ростовский. С 1955 до 1958 – митрополит Саратовский, после чего уволен на покой с правом пребывания в Псково-Печёрском монастыре, где лишился дара речи. Скончался 4 октября 1961.

Вот, вкратце, вся насыщенная событиями жизнь митрополита Вениамина. Авторы печальной публикации, посвящённой памяти владыки, умудрились вписать в неё такие домыслы: «Святитель Божий вставал в ряды Белой армии именно как защитницы Православия, но скоро увидел, что вера у «лучших сынов России» весьма теплохладна и в конце концов даже снята со знамен белого движения».

Это откуда же такие выводы? Из того, что сам владыка свободно критиковал белое воинство за определённые духовные болезни? Но ведь очевидно, что такое обличение есть признак жизни веры в рядах православного воинства. Да, были определённые недостатки.

Фото 5
Боголюбивый предводитель Русской армии в Крыму генерал Петр Врангель, представители правительства Юга России и воинства. Севастополь. 1920 год.

Да, владыка временами даже как будто чуть не отчаивался, позволяя себе резкие оценки в отношении военнослужащих. Но разве можно делать из этого вывод, что «вера… в конце концов даже снята со знамён белого движения»? Как раз «в конце концов» Белое движение всё сильнее и острее осознавало свою причастность именно Православной России, не просто Родине-матушке России, а Православному Отечеству. Были установлены особые покаянные постные дни, когда возносились молитвы Богу о прощении за убийство православного Царя, разрушение святынь, гонение на веру Православную, братоубийственную войну и прочие грехи народа.

Фото 6
Молебен православного воинства. Крым.

Авторы публикации продолжают свою клевету следующим утверждением: «Он хотел быть вместе с народом, но оказалось, что ни у Врангеля, ни там, за границей, русского народа нет... Русский народ, пусть обманутый, пусть покоренный, остался в России и признал советскую власть».

Т.е. по их мнению Рахманинов, Шаляпин, Бунин, Шмелёв и огромное множество известных и малоизвестных русских людей, спасавшихся от безбожников, это не русский народ? Сам Господь наш Иисус Христос благословляет гонимых: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10). Эти горе-писатели вслед за большевиками пытаются искусственно разделить русский народ на наших и не наших. Но дело в том, что ни в пленённой безбожниками России, ни за границей православные русские люди не разделялись, а молились и благословляли друг друга. Именно поэтому владыка Вениамин и стремился вернуться в Россию, чтобы быть вместе с народом, не с Лениным, Троцким, Сталиным и всей коммунистической партией, а с православным народом, который несмотря ни на какое давление старался хранить веру Христову.

Следующее утверждение авторов заметки вообще звучит весьма странно: «Разрыв владыки с Белым движением произошел из-за того, что оно политизировалось». Вообще-то, владыка Вениамин возглавлял военное духовенство Белого движения в Крыму до самого конца. Разве военное противостояние не является высшей мерой политизации конфликта? А Декларация 1927 года, составленная митрополитом Сергием (Страгородским), которую поддержал владыка Вениамин, не пронизана политикой? Выходит, что тут не в политике дело.

Фото 7
Митрополит Сергий (Страгородский). Автор Декларации, сторонник сотрудничества с советской властью в ущерб интересам Церкви.

Сейчас, спустя почти столетие, очевидно, что принятие Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года владыкой Вениамином было большой ошибкой. К сожалению, период жизни этого замечательного архиерея с окончательного момента перехода под власть Московской патриархи до приезда его в Советский Союз отличается наивностью и даже каким-то решительным самообманом в отношении реальной церковной жизни обезображенной России. Как писал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:
«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»

Но всё резко меняется, как только митрополиту разрешили приехать в СССР на постоянное место жительства и назначили на кафедру в Ригу.

Фото 8
Собор Рождества Христова. Рига. 5 октября 1963 года распоряжением Рижского горисполкома закрыт. Возвращён верующим в 1991 году.

22 февраля 1951 года владыка так признался в своей наивной доверчивости в разговоре с заместителем председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С.К. Белышевым: «Когда я ехал из Америки сюда, то у меня было убеждение о том, что в СССР действительно имеется какая-то свобода в отношении к Церкви. Однако, пробыв здесь три года, я пришёл к твёрдому заключению, что такой свободы здесь нет, а, наоборот, имеются гонения на Церковь».

Начался покаянный исповеднический путь митрополита Вениамина (Федченкова).

Латвийский уполномоченный по делам РПЦ А. А. Сахаров возмущённо писал в Москву в Совет по делам Русской православной церкви: «Митрополит Вениамин продолжает поддерживать активную переписку как с адресами в Советском Союзе, так и за границей. Поддерживает переписку с духовенством, репрессированным органами советской власти, находящимся в заключении, и оказывает ему материальную помощь. При возвращении из ссылки духовенства, отбывшего срок наказания, — оказывает ему материальную помощь и назначает на доходные приходы… оказывает материальную помощь семьям священнослужителей, репрессированных органами государственной безопасности республики за антисоветскую деятельность».

В конце 1950 года местный уполномоченный доносил на владыку: «Заслуживает серьезного внимания высказывание митрополита Вениамина об участии духовенства в борьбе за мир, в частности в организациях и комитетах Сторонников Мира. При одном из визитов в ноябре 1950 г., касаясь этого вопроса, митрополит Вениамин высказался, что состояние мира не зависит от воли людей, за мир нельзя бороться, за него только можно молиться. В частности он указал, что выступления митрополита Николая по вопросам мира, в той части, где он указывает, что „борьба за мир есть осуществление заветов Христа“ — канонически неправильна. Из других источников мне известно, что среди приближенного духовенства митрополит Вениамин допускал более резкие высказывания против участия духовенства в международном движении за мир».

В начале 1951 года под нажимом уполномоченного по делам РПЦ в Латвии митрополит Вениамин всё же написал поздравление, в котором коснулся проблемы мира и распространил его по епархии. Однако смысл поздравления оказался совсем другим, не в том ключе, какой ждали от него советские власти. Владыке коммунисты этого не простили и в лице первого секретаря ЦК КП(б) Латвийской ССР Я. Э. Калнберзина и уполномоченного А. А. Сахарова попросили Совет по делам РПЦ удалить митрополита Вениамина с рижской кафедры. Что в результате и произошло в начале 1951 года.

Оказавшись в Ростовской епархии, владыка Вениамин не испугался и не сломался. В октябре 1955 года митрополит разослал по епархии доклад «Утешительное слово», в котором укреплял верующих словами, что несмотря на тотальную антирелигиозную пропаганду вера в русском народе жива во всех слоях общества. Владыку вызвали в Москву и сообщили, что он назначается на Саратовскую кафедру.

Фото 9
Владыка Вениамин прибывает в Саратов.

В Саратове на митрополита писались многочисленные доносы и даже попытались открыть против него уголовное дело. В начале 1956 года местный уполномоченный доносил на владыку: «За короткий период пребывания в Саратове митрополит Вениамин проявил себя как махровый реакционер, монархист, для которого чужды советский народ, родина, патриотизм, о чём он намекает и даже говорит в беседах со священниками, преподавателями и воспитанниками семинарии… По моему глубокому убеждению в лице митрополита Вениамина мы имеем дело с плохо замаскированным врагом советского государства и народа».

В результате в феврале 1958 года владыка был отправлен на пенсию в Псково-Печерский монастырь.

Фото 10
Владыка Вениамин в Псково-Печерском монастыре.

Проживая в обители, митрополит старался служить и проповедовать, но через некоторое время лишился дара речи. В 1961 году 4 октября владыка отошёл ко Господу.

Удивительно, но уже в течении многих лет в части публикаций посвящённых памяти митрополита Вениамина (Федченкова) именно заключительный момент его исповеднической жизни умалчивается. Таким образом создаётся совершенно ложный образ владыки, как человека вполне системного, даже советского. Но как мы видим из свидетельств сотрудников безбожной власти митрополит Вениамин воспринимался ими как враг и антисоветчик. И здесь именно враги Церкви в своей злобе показывают нам, что владыка последние годы своей жизни показал себя исповедником и, несмотря на первоначальный самообман, он признал, что в СССР Церковь подвергалась гонениям со стороны безбожной власти. Эта сторона жизни митрополита сегодня востребована особенно на фоне сказок о коммунистическом прошлом и возрождения советчины в современной России.

Можно очень красиво и хорошо начать дело, но если ты его плохо закончил, что грош цена такому делу. Мудрая народная пословица говорит: конец – делу венец. Как бы мы ни относились к перипетиям жизни митрополита Вениамина, к его ошибкам и просчётам, очевидно, что в конце жизни владыка осознал многое и своими трудами постарался насколько возможно это было в пленённой безбожниками России нести веру во Христа.
Вечная память митрополиту Вениамину!

Фото 11.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры