Протоиерей Виктор Максютин (1931 – 2011).
Православной Удмуртии хорошо известно имя приснопамятного протоиерея Виктора Максютина, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца села Поршур Можгинского района. О. Виктор почитал Николая Угодника на деле, а не только на словах. Он прожил долгую, полную страданий жизнь, испытал горечь потери младшего сына Бориса, которого убили совсем в молодом возрасте; полную слёз эпоху безбожной власти; предательство и насмешки от лжебратии в Церкви. «Самые страшные люди – это коммунисты», – часто повторял батюшка Виктор, рассказывая об издевательствах над его детьми в школе, об унижении его со стороны советских властей, о гонении со стороны безбожников на всех искренне верующих людей. На нём исполнились слова Господа Иисуса Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20). Но несмотря на весь груз испытаний, выпавший на долю Поршурского настоятеля, он не впал в уныние, не стал искать утешение на дне бутылки, не согласился на сотрудничество со спецслужбами ради облегчения своего положения, как это делали некоторые священнослужители.
Храм Николая Чудотворца, село Поршур, Можгинский район, Удмуртия.
Бог наградил о. Виктора даром любви. Он мог утешить любого, приходившего к нему за советом. В то же время отец протоиерей искренне переживал за происходившие изменения в жизни Церкви: «Что-то неладно делается», – говаривал в последние годы своей жизни о. Виктор.
«Что-то неладно делается...».
По его мнению, православный христианин стал другим, менее требовательным к себе, более разслабленным, унылым, ленивым, злым, удобопреклонным к предательству, развращённым. И ведь это действительно так.
Раньше в СССР, чтобы быть верующим, не в душе, а реально верующим, нужно было приготовиться к тому, что тебя будут, по меньшей мере, высмеивать.
Пример антихристианской пропаганды в СССР.
А если, например, тебе захотелось перепечатать и раздать Библию или книгу «Поучения аввы Дорофея», поскольку их практически невозможно было достать, то нужно было приготовиться к тюремному сроку, поскольку такая деятельность преследовалась. Сейчас это кажется чем-то невероятным, но это было, о чём мне рассказывал человек, занимавшийся перепечатыванием православных книг в те времена. В результате этого верующий человек был всегда духовно собран, готов на любые лишения ради Христа. Поэтому и заповеди старались соблюдать как следует, а не спустя рукава. Выстраданная во враждебной Богу среде вера, придавала смелости и рождала святое дерзновение, ярким примером которого была деятельность мученика Бориса Талантова. Православные строго следили за тем, чтобы церковное благочестие не было поругано.
Фото крестного хода на Пасху 1970-х гг., на котором зафиксирована интересная практика. Известно, что на Пасху храмы окружали тройным кордоном - сначала милиция, потом комсомольцы, а в гуще молящихся всегда дежурили «искусствоведы» в штатском. Главной задачей этого трио было не допустить мужчин, интеллигенцию и молодёжь на богослужение. Поэтому те, кто хотел попасть на праздник, вынуждены были прибегать к хитрости - мужчины и юноши надевали на голову платочки и, низко склонив главу, в толпе бабушек проскальзывали в храм.
Тогда епископам приходилось рассматривать жалобы прихожан на недостойное поведение священников, если те предавались пьянству или другому беззаконию. И архиереи были вынуждены выслушивать требования верующего народа. Конечно, далеко не всегда просьбы прихожан достигали своего разрешения. Уполномоченным по делам религии было выгодно, чтобы в храмах служили люди недостойные священного сана, это делалось ради антирелигиозной пропаганды. Таким образом, епископ находился между справедливыми требованиями верующих и беззаконным давлением безбожной власти. И если архиерей не убирал с места служения священника-пьяницу или развратника, то православные понимали, что здесь вмешиваются могущественные силы антихристовой власти. Народ молился, чтобы поскорее закончилось это окаянное время, чтобы наконец-то рухнул проклятый коммунизм, а вера Православная разлилась по безкрайним просторам нашей многострадальной Родины.
Это было тогда. А что же сейчас?
Как-то зимой, когда я возвращался домой на поезде, на станции Можга в вагон, в котором я ехал, села пожилая женщина.
Станция Можга.
Я был в подряснике, она сразу поняла что я священник и стала изливать душу. Её переполняла скорбь за храм, прихожанкой которого она является. Оказывается, сейчас руководит приходом священник, которому совершенно неведомо благочестие. Она ещё помнит то время, когда настоятелем добрый пожилой батюшка и поэтому разница между прошлым и настоящим особенно ранит её уже немолодое сердце. Нынешний руководитель прихода развёлся со своей матушкой, нашёл себе другую женщину, ведёт себя как наёмник, а не пастырь. Верующие обратились с жалобой на этого священнослужителя к благочинному. На что услышали ответ: «У нас нет других священников. Терпите!».
Такая ситуация далеко не единственная. По всему телу земной Церкви всё больше становится гнилых язв разврата, безверия, лицемерия, безсовестной роскоши на глазах всеобщего обнищания.
Картина В.Г. Перова «Монастырская трапеза» очень бледно передаёт современную ситуацию церковной жизни России.
В связи с этим встаёт вопрос: а нужны ли такие священники Церкви? Может, пусть будет меньше священников и архиереев, зато это будут люди, которые хотят быть со Христом, а не с мамоной, которые будут стараться соблюдать заповеди и жить по Евангелию.
Ведь на сегодня церковная администрация с верху до низу кишит безсовестными личностями, которые себе подобных защищают и продвигают по службе, насколько это возможно. Тех же священников, которые осмелятся высказаться против произвола беззакония, или уговаривают ласковыми речами замолчать или клеймят как раскольников и предателей, используя в том числе административный ресурс. К чему может привести такая деятельность? Ответ очевиден: к развалу, к духовной деградации и обезвериванию, что мы и наблюдаем сейчас своими глазами.
Неужели для того, чтобы снова верующий человек стал крепким в своём исповедании, необходимо для очищения опять пережить бурю гонений?
Неужели не понятно, что ревность о Боге должна снедать каждого христианина, прежде всего в ограде Церкви? Вспомним, кого прежде всего обличал Господь? – верующих. Против кого был направлен бич Христа? – против тех верующих, которые оскверняли храм.
Гюстав Доре. Христос выгоняет торговцев из храма.
Потому что Церковь не терпит ничего нечистого. Это знали Апостолы, святитель Николай Чудотворец, все святые и вообще все праведные люди. Любовь к Богу рождает ревность о святом служении своему Создателю. Именно такой ревностью о чистоте и держится Церковь. Это та самая соль, о которой говорит Спаситель. Не будет её, не будет и Церкви.
«Вы – соль земли», – говорит Господь. – «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:49,50).
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий