Протоиерей Сергий Кондаков. Любовь не безчинствует

6 октября 2020

Венчание

Сто лет назад большевики узаконили убийство неродившихся детей. В 1920 году 18 ноября совместным постановлением Наркомздрава и Наркомюста впервые в мiре аборты были легализованы. Коммунисты кровью залили русскую землю: убийство святой Царской Семьи, красный террор, жесточайшие гонения на Церковь, голодомор и прочее, прочее, прочее.

И вот новое злодеяние. Христианский мiр ужасался, смотря на то, что творится в большевицкой России. Кто мог подумать тогда, что спустя многие десятилетия вслед за социалистическим лагерем станут легализовывать аборты в странах так называемого свободного мiра. Увы, то, что в христианские времена считалось пороками, в новом апостасийном мiре преподносится как достоинство.

большевики палачи России

о. Всеволод против абортов

Глобальная система зла оказывает всё более сильное давление на тех, кто не хочет превращаться в говорящих обезьян строящегося царства Зверя. Новый мiровой порядок властно диктует свои условия, не оставляя места для святого и вечного. Что ж, тем ценнее подвиг героев духа современности, хранящих истинную веру, истинную надежду, истинную любовь.

Важно, сопротивляясь злу, не впадать в те или иные крайности. Увы, именно это часто случается с ревнителями благочестия. Как говорится в пословице, «обжегшись на молоке, дуешь на воду», так и многие убедившиеся в опасности разгула похоти и безудержного секса, начинают подвергать сомнениям святость брака. Даже находятся некоторые горе-энтузиасты, утверждающие, что супружеские отношения – это грязное дело. Они ссылаются на высказывания отдельных подвижников, вырывая их из общего святоотеческого контекста.

Мне приходилось слышать и читать, что для православных супружеская близость возможна только лишь для зачатия детей. Всё, что сверх этого – чувства, нежность и тому подобное – от лукавого. Однако такая постановка вопроса прямо противоречит 51-му апостольскому правилу, которое гласит: «Если епископ или пресвитер или диакон или вообще из священного чина удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что «всё добро зело» (Быт. 1), и что Бог, созидая человека, «мужа и жену сотворил их», и таким образом хуля, клевещет на создание — или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мiрянин».

Итак, мы видим, что Церковь учит: зло не в вине, а в пьянстве; не мясе, а в нарушении постов и в чревоугодии; не в браке, а в половой распущенности.
Да, конечно, безбрачная жизнь ради Христа более возвышенна. Не случайно величайшие праведники – Богочеловек Христос, Богородица, святой Иоанн Предтеча – девственники. Но также не случайно, что среди великих святых множество любящих пар, начиная от Авраама и Сарры и кончая Августейшими Великомучениками Николаем и Александрой. Они создавали настоящие малые церкви, исполненные любовью к Богу и человеку.

Императрица о любви

Есть замечательная традиция православных супругов хранить себя от интимных отношений в дни постов, Святок, Светлую пасхальную неделю, по средам и пятницам. Но надо помнить, что это именно традиция, которая в некоторых случаях неприменима.

Представьте: некий молодой человек, недавно вступивший в брак, строго хранит благочестивые традиции, связанные с супружеским воздержанием. Несмотря на все протесты супруги, не имеющей такой решимости, он отказывает молодой жене. Но однажды, придя домой, к ужасу своему муж слышит от супруги что-то вроде старой песни: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал, я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить».

Сердце нашего героя разбито. Кто виноват в случившемся? Только ли отдавшая себя во власть греха женщина?

Поспешим ответить: нет, не только. Свою долю ответственности за падение супруги несет и нерассудительный муж, забывший о предупреждениях святителя Иоанна Златоуста, толковавшего послания апостола Павла:

««Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:3). Что значит: «должное благорасположение»? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа.

Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и Ветхого и Нового Завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16); и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): «мужья, любите своих жен,… а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25, 33); но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше. Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни «муж не властен над своим телом», ни жена (1Кор.7:4). Большое равенство чести и никакого преимущества.

Свт. Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст.

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!

Царь и Царица

Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы?
Следовательно, можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. «А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана». Чтобы ты не подумал, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана». А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим».
Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого он (апостол Павел — Ред. Правблога) говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену, и соединяет их друг с другом, и громко взывает: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5).

Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится [апостол] почти на брачное ложе и взывает: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию». Для того ты [жена] и имеешь мужа, для того ты [муж] и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию». И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию. Всякого распорядителя брака превосходит Павел, невестоводитель вселенной. Поэтому он и не стыдится говорить: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Ведь и Сам Владыка его пришел на брак, воздавая честь браку Своим присутствием, и даже принес дары, превратив воду в вино. Итак, подвизайся [в воздержании], сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением [брачным], чтобы не искушал вас сатана. Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак – в средине, блуд – внизу, девство – вверху.

Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается. Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры. Как желающий нырять настолько уходит в воду, насколько только может войти, но, когда входит, смотрит, как далеко ему придется возвращаться, так и ты будь целомудрен настолько, сколько можешь снести, чтобы не потерпеть падения чрез меру».

Следует помнить, что секс сам по себе не является духовным. Более того, он может стать орудием дьявола и лишь ограниченный очагом семьи и нравственности, он превращается в орудие единения мужа и жены. Многие христианские супруги со временем отказываются от интимных отношений и от этого их любовь не только не уменьшается, но становится еще сильнее.

Есть и противоположные примеры, когда глубоко верующие люди не могут отказать себе в интимной близости, даже находясь в зрелых годах. Это вопрос сугубо индивидуальный, личный, интимный, и каждая супружеская пара должна его решать сама.

Важно помнить, что цель христианского брака высокая, святая, благословенная. Семья – это школа любви и смирения. В ней множество святых душ обрели венцы спасения.

обручальные кольца

Обручальное кольцо имеет форму круга, символа вечности. Цель христианской семьи – вечная жизнь, потому верующие супруги исповедуют живую, жертвенную любовь, агапэ, которая по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор 13:4-8).

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры