Умер протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель семи церквей в Москве и Московской области, один из самых ярких и неоднозначных клириков РПЦ МП. Ему было 69 лет. В мае он тяжело переболел коронавирусом, после чего физически ослаб, обострилось хроническое заболевание. 21 октября он скончался.
С отцом Дмитрием я познакомился в первой половине 1990-х годов. В те времена мне приходилось трудиться по благословению лаврских старцев во Всероссийском комитете «Церковь и Армия». Так громко называла себя группа неисправимых энтузиастов, наводившая мосты между Русской Православной Церковью и Российской Армией. Тогда нас поддержал и приютил в Академии Генерального Штаба генерал-полковник Игорь Николаевич Родионов, бывший командующий в Афганистане, будущий министр обороны РФ, светлый, умный, безстрашный и в чем-то очень наивный человек. Иерархия Московской патриархии относилась к нашей деятельности настороженно, боясь как бы чего не вышло, в армейских же кругах нас принимали на ура. Несчастная Российская Армия представляла из себя в девяностые жалкое зрелище: преданная, оболганная, нищая, хотя со следами недавнего величия сверхдержавы.
Генерал Армии Игорь Николаевич Родионов.
Остро возник вопрос: где взять пастырей, которые бы начали свою работу среди военных? Вспомнили отца Дмитрия, уже очень известного и популярного московского священника. Поначалу, как мне рассказывали, он отшучивался: «Что теперь строем будем солдат в церковь водить?» Но вскоре батюшка победно втянулся в работу и стал действительно любимцем многих военных. Это были прежде всего офицеры, генералы, преподаватели московских военных академий.
В нулевые годы он возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами. Я же в это время руководил Епархиальным отделом по связям с силовыми структурами. Поэтому приходилось сотрудничать с отцом Дмитрием. В ту пору он мне решительно нравился: человек невероятной харизмы, обаяния, интеллекта, напора, умеющий полемизировать. Он всегда подчеркивал свой антикоммунизм и верность исторической России. В той же Академии Генштаба во второй половине нулевых за большим праздничным столом собирались священнослужители, реально работавшие в армии. Многие из них побывали в горячих точках. Здесь же сидели воцерковленные офицеры и генералы, звучало громкое русское «Ура». Казалось, впереди только победа и возрождение, но это именно казалось.
После нашего обращения к патриарху в 2011 году протоиерей Дмитрий Смирнов в телевизионной передаче объяснил инакомыслие ижевских отцов весенним обострением. Что ж, это вполне в советском духе, столь нелюбимом отцом Дмитрием. В СССР тех, кто осмеливался критиковать власть, часто объявляли не только преступниками, предателями родины, но и психически больными людьми. Как можно не восхищаться генеральным секретарем?! Как можно не называть патриарха Кирилла (Гундяева) великим господином и отцом?!
Да, отец Дмитрий откровенно льстил патриарху Кириллу, хотя это не мешало «святейшему» завидовать популярности протоиерея. Отец Всеволод Чаплин успел рассказать и даже написать, как патриарх ревновал к земной славе отца Дмитрия и потому открыто ругал его. Несмотря на данное обстоятельство, знаменитый пастырь никогда не решался выступить против апостасийного курса. Более того, он не раз обрушивался самым безпощадным и хамским образом на критиков патриархии. Такая антипроповедь, безусловно, оттолкнула многих от Церкви.
Впрочем, порой покойный прятался за неким юродством и эпатажем. В то же время не могу не заметить: мне понятна искренняя скорбь многих почитателей отца Дмитрия. При всех своих нравственных просчетах и ошибках он показал себя для множества людей добрым пастырем. Его слова и проповеди – это не мертвые формулы, но живые образы, мысли, идущие из глубин ума и сердца. Достойна всяческого восхищения борьба новопреставленного против абортов, благодаря которой множество людей осознали ужас этого греха.
Апостол Павел заповедует пастырям быть «образом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12). Разными гранями своего священнического служения отец Дмитрий показывал пример всем нам, но из песни слова не выкинешь: было и совсем другое.
Здесь возникает законный вопрос: можем ли мы рекомендовать его проповеди широкому кругу православных? Продолжая рассуждать в этом же духе, спросим себя: можем ли мы разделить наследие обновленческого первоиерарха Александра Введенского? С одной стороны это был лидер красных попов, гонитель новомучеников, с другой – прославился как выдающийся проповедник и разоблачитель лжи атеизма, его блистательные публичные диспуты с наркомом Луначарским и другими большевиками помогли избавиться или по крайне мере усомниться в правоте воинствующих безбожников. Конечно, отец Дмитрий не Введенский, – и слава Богу! – но вопросы остаются.
Александр Введенский.
Помню, много лет тому назад мы вместе с о. Дмитрием Смирновым оказались в кабинете преподавателя военной академии. Хотели позвонить, поскольку сотовых телефонов тогда не было. Однако неожиданно мы увидели хозяина кабинета, бравого полковника с жареной курицей и бутылкой водки. Оказывается у него год тому назад умер сын, курсант военного училища. Увидев нас, он захотел помянуть «по русскому обычаю». Возникла мучительная пауза. Мы посмотрели друг на друга, как бы мысленно говоря: что же делать, ведь пост, пятница и в то же время нельзя обидеть человека? Решили к курице не прикасаться, а вот рюмочку выпить. Полковника это очень тронуло, он признался:
– Я вообще-то человек неверующий…
Отец Дмитрий не дал закончить мысль. Прямо смотря полковнику в глаза, он спросил:
– Тогда мы кто? Ряженые? Клоуны? Обманщики?
– Нет, нет, – отвечал полковник, – вы очень хорошие люди и я вас уважаю.
– Значит вы нам верите? – еще раз спросил отец Дмитрий.
– Конечно же верю.
– Ну раз Вы нам верите, значит Вы верующий.
Вразумленный хозяин кабинета пришел в полный восторг и после недолгой беседы мы расстались как настоящие друзья.
Действительно, отец Дмитрий был мастером пастырского дела. Но сегодня я поймал себя на мысли: если бы теперь ситуация повторилась, ответил бы бравый полковник так же, как тогда? Вполне возможно не помогло бы обаяние и миссионерское искусство и мы бы услышали в ответ: «Да, вы обманщики и клоуны». Слишком упал авторитет официальной Православной Церкви. А другую Церковь большинство россиян не знают. И в этом общий грех нас, священников Русской Православной Церкви, служивших в девяностые-нулевые годы. Праведные и закоренелые грешники, те, которые служили не щадя себя, и те, кто устраивал бизнес на самом святом – все мы такие разные, к сожалению, согрешили тем, что позволили духу папизма опутать церковную жизнь.
Возвращаясь к судьбе новопреставленного протоиерея Дмитрия Смирнова, я хочу поклониться ему, попросить прощения, если чем-либо когда обидел и пожелать Царства Небесного. Надеюсь, что он успел в последние месяцы и дни, находясь под прессом тяжелой болезни, искренне покаяться и примириться с Господом.
Комментарии
Оставьте комментарий