Любовь к отчизне заповедана нам Самим Богом. Когда Господь Иисус Христос приближался к Иерусалиму, Он видел духовными очами будущее бедствие Своей земной родины и плакал (Лк. 19:41). Свв. Царственные Мученики, претерпевая жесточайшие испытания и унижения, страдали не столько за себя, сколько за погибающую родину.
Вот и ныне не могут православные люди нашей страны спокойно смотреть на бедствия расчлененной родины. Создание «незалежной» Украинской Православной Церкви является одним из важных этапов уничтожения исторической России. Очень часто зло – это извращенная добродетель. Заложенное в нас Богом стремление любить свой родной край враг нашего спасения стремится превратить в узколобый национализм и шовинизм. Миллионы украинцев, опьяненные духом самостийности и неопетлюровщины, сами того не понимая, порывая с тысячелетним духовным наследием России, уничтожают не только свое прошлое, но и будущее.
Киево-Печерская лавра.
Эта же лукавая струна национальной гордыни, увы, уже не одно столетие используется силами зла и в греческом народе. Чувство превосходства над прочими народами приводило множество раз и греков, и другие братские православные народы к настоящим катастрофам.
Мне вспоминается 1985 год, визит в Советский Союз Папы и патриарха Александрийского и всея Африки Николая. Тогда Господь сподобил меня оказаться среди многочисленных его иподиаконов. Личность патриарха производила двойственное впечатление: с одной стороны почтенный старец, произносивший уверенные проповеди на греческом языке, а с другой стороны ощущалось какое-то явное несоответствие. Архиереи, священнослужители, иподиакона, семинаристы перешептывались о том, что высокий церковный гость приезжает в Советский Союз прежде всего за материальной помощью, поскольку Александрийская патриархия бедна. Власти через иерархов Московской патриархии щедро вознаграждали патриарха Николая за то, что он своими приездами создает видимость религиозной свободы в первом атеистическом государстве мiра.
Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Николай VI.
Но особенно вызывал насмешки его официальный титул: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной.
Не правда ли, хоть патриарх Александрийский и называет себя Тринадцатым апостолом, но апостолы, согласно Новому Завету, вели себя неизмеримо скромнее. Немыслимо, чтобы они называли себя «Божественнейшими», «Святейшими». И здесь трудно не согласиться с мнением о том, что подобные ласкающие слух архаизмы являются пережитками языческого прошлого.
Ну и конечно было странным, что Судия Вселенной ищет поддержку в безбожном Советском Союзе. Конечно же, не стоит толковать мои слова как упрек уже почившему патриарху Николаю VI – он был милый человек, но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Его титул провозглашает, что он патриарх Египта и Эфиопии, хотя на самом деле Александрийская Церковь давно уже не имеет ничего общего ни с Египетской (Коптской) Церковью, ни с Церковью Эфиопской. И здесь причина разрыва не только в монофизитской ереси, но и в крайнем греческом национализме. Потому и прихожанами Александрийской Церкви являются главным образом греки и эта Церковь воспринимается как греческая.
Когда мы рассуждаем о папизме Константинопольского патриарха Варфоломея или о папизме патриарха Кирилла (Гундяева), надо помнить, что это духовная болезнь с большой и многовековой бородой, болезнь, имеющая языческие корни. Национальная гордыня, иерархическая гордыня, как и все другие виды самопревозношения, всегда от лукавого. Перед Богом все равны, потому и утверждает св. апостол: «Во Христе нет эллина, ни иудея». Но тот же св. первоверховный апостол Павел пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. Израильтян» (Рим. 9:34).
Какая удивительная и дерзновенная любовь к своему народу! Но она не превращает апостола языков в гордеца-националиста, потому что эта любовь основывается на Христе.
Разрыв с Константинопольской Православной Церковью РПЦ МП – это личное, позорное поражение патриарха Кирилла (Гундяева). И сегодня даже протодиакон Андрей Кураев с горечью пишет:
«Заявление Синода - "невозможно для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах" - кладет начало Реформации. По той причине, что в рамки старых канонов оно никак не укладывается.
10-е апостольское правило гласит: "Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен". «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2).
Наш синод сам это признает: "вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения". То есть все вступившие в общение с еретиками и раскольниками подлежат чистке.
По крайней мере дважды в истории было буквальное исполнение этого канона.
В 847 году, в год "Торжества Православия" св. Мефодий, став Патриархом Константинопольским, лишил сана более 20 000 клириков, которые были в общении с предыдущим иконоборческим патриархом.
(см. Житие Св. Мефодия. Цит. по: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 89) https://diak-kuraev.livejournal.com/602297.html.
И когда в 912 году был низложен патриарх Евфимий, то все "архиереи, рукоположенные патриархом Евфимием и сослужившие с ним (907-912 годы), были преданы церковному осуждению и изгнанию".
http://www.pravenc.ru/text/187723.html
И хотя патриарх Кирилл 8 октября в Лавре сам сказал - "Мы пошли на разрыв с Константинополем", "раскольниками" теперь моспатриархия будет обзывать фанариотов.
"Запорожское богословие", которое отказывало филаретовцам в действенности их крестин-венчаний-отпеваний-причастий теперь будет перенесено и на Вселенский патриархат.
Но при этом все равно останется чисто запорожской диковинкой.
Другие Поместные церкви могут осудить действие Фанара. Могут сказать слова поддержки Москве. Могут призвать к миру и к диалогу и даже ко Всеправославному совещанию. Но никто из них не прервет литургическое общение с Константинопольским патриархатом.
Ни одна из Поместных Церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится. Патриарх Кирилл хоть и человек со швейцарским бэкграундом, но швейцарский банкиром он не является. (Есть поговорка: если видишь швейцарского банкира, прыгающего из окна небоскреба - не раздумывая делай то же самое).
А раз они остаются в общении с Константинополем, значит - по канонам - становятся столь же заразны, как и он. То есть каноны потребуют порвать и с ними.
Но объявить анафему всем Поместным Церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не-следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары - видят? И почему же с этими "прельщеными слепцами" мы общения не прерываем - вопреки требованию канонов?
Придется каноны пускать на фарш.
И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации - помимо желания московских апологетов.
Но скорее нас ждет деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну как Армянская.
Я убежден, что эта изоляция будет односторонней. Константинополь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах.
А нашим апологетам придется изворачиваться. Заявление московско-минского Синода гласит: "невозможно участие в таинствах, совершаемых в ее храмах". Так таинства все же совершаются? Но не для нас? Так это мы отлучены от совершаемых ими таинств? И кто тогда раскольник? Это и называется "бомбить Воронеж".
Вселенский патриарх на св. Горе Афон. Теперь прихожанам Московской патриархии запрещено причащаться на Афоне, поскольку монашеская республика подчиняется Константинопольскому патриарху Варфоломею.
Понимаю, что грех - причащаться с тем, с кем ты в ссоре. Ибо грех лицемерно давать "поцелуй мира" тому, кого ненавидишь. Но... Этот грех в наших алтарях совершается ежедневно. И второе но - поссорились лишь патриархи. Русские парижане обоих патриархатов не ссорились. Им-то отчего надо теперь чуждаться друг друга?
С детства мне не давал покоя вопрос: коли поссорились два царька - ну пусть они выйдут в чисто поле и помутузят там друг друга. Зачем народ вместо себя гнать на бойню ради их шкурных интересов? Ну какое дяде Ване дело до того, чей Порт-Артур или Марокко?
Если таинства у константинопольских общин есть - значит, они православны. Если православны и благодатны - как может быть разрыв и запрет на участие в таинствах? Как можно повернуться спиной ко Христу?
А если они безблагодатны - то возвращаемся к первому кругу вопросов.
Самый простой выход из этой вилки, увы, совершенно неканоничен. Только что в эту ветку некто написал "их благодатность сильно умалилась"... Интересно, харизмометр у автора этой реплики какой марки? ».
И хотя мы не всегда согласны с о. Андреем, но в данном вопросе наши мысли созвучны. Действительно, очень уж много всевозможных спекуляций по поводу того, кто стоит главным у краника благодати. «Вот, если поссоришься со мной, – говорит могущественный церковный владыка, – я перекрою кран и не будет никакой благодати».
Но фокус заключается с том, что никого такого крана нет и никто не может собой подменять живого Христа, говорящего нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 35:13). А вот именно этого-то мы и не наблюдаем. Есть политика, дипломатия, шантаж, деньги, угрозы, насилие, а самого главного нет.
Читая взаимные обвинения современных первосвященников официального Православия, всё время ловишь себя на мысли, что за этими трескучими словами нет самого главного – Христа. Сегодня справедливо обвиняя Константинополь в вероломстве, многие наши соотечественники забывают или не хотят вспоминать, что украинская церковная катастрофа стала возможной не только из-за политики Фанара, но и из-за экуменического курса Московской патриархии. Даже сейчас преданная МП не готова покаяться за совместную многолетнюю экуменическую деятельность с Вселенским патриархом; даже сейчас мы не слышим голоса обличения тех беззаконий, которые учинили в церковной жизни экуменисты и паписты.
Патриарх Варфоломей, патриарх Кирилл, Юрий Лужков в едином экуменическом строю. Еще совсем недавно они были вместе.
Мы уже немало лет тому назад писали и говорили, что экуменический и сергианский курс ведет церковный корабль к катастрофе и трагические события последних лет стали ярким подтверждением наших слов. И всё же, как ни велика надвигающая буря, не будем унывать, ибо сказано, что «сила Божия в немощи совершается» (2Кор. 12:9), что Христос никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лк. 12:32). Только бы нам самим не оставить Его.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий