Любовь Захаровна Русанова (1907-1994).
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Пророк Божий Иеремия восклицал, говоря о греховном состоянии народа, в котором постоянно слышится: «„Мир! Мир!“, а мира нет» (Иер. 6:14). Вот и в наше время повсюду в России мы слышим: «Православная Церковь! Православная Церковь!», а подлинного Православия нет. Почему большинство называющих себя православными не берегут Божественный дар, данный во время Крещения? А ведь именно этот дар следует сохранять и возгревать. К трагедии нашей, у многих, даже церковных людей, вера не стала стержнем их биографии, ничто не изменилось по существу в их душах. Как и в атеистические времена воровали, прелюбодействовали, лгали – то же делают и ныне. Полагаю, что одной из основных причин такого лицемерия стало нежелание, осознанное или безсознательное, находиться в духовном единстве со святыми новомучениками и исповедниками Российскими. А ведь именно молитвами этих святых и жива современная Россия.
В 20-30-е годы минувшего столетия, когда красное колесо перемалывало Россию, когда воздух великого страха парализовал совесть десятков миллионов, постепенно превращая их в советских людей, были и другие герои духа – святые новомученики и исповедники Российские. Одна из этих праведников – боголюбивая ижевчанка, мать семерых детей, Любовь Захаровна Русанова (1907-1994), жившая по адресу: ул. Добролюбова, 26. Ее дом стал оазисом свободной Православной Церкви. Несмотря на смертельную опасность и тотальные кровавые гонения, катакомбные православные христиане тайно собирались на богослужения. Если катакомбников обнаруживали, их подвергали жестоким гонениям еще в 80-х годах ХХ столетия. Но самые свирепые репрессии приходились на 30-е и 40-е годы.
Русановы.
Катакомбный священник совершает тайное богослужение в доме Русановых.
Галина Григорьевна Русанова (в центре снимка) в храме Царя-Мученика Николая с. Завьялово.
Среди активных прихожан храма Царя-Мученика Николая с. Завьялово есть Галина Григорьевна Русанова. Она стала катакомбницей еще будучи ребенком, следуя по духовным стопам своей матери. Недавно Галина Григорьевна рассказала о чудесном явлении свт. Николая ее родительнице, трудолюбивой и мужественной исповеднице. В 1941-м смертью храбрых погиб ее муж. Она осталась с малыми детьми на руках. И вот, в это тяжелое время Господь утешил вдову чудесным явлением и помощью свт. Николая Чудотворца. Галина Григорьевна вспоминает:
«5-6 лет мне было, когда собирались в нашем доме на службу, приходил священник, службы проходили очень тайно, полностью закрывались двери и окна, чтобы свет не выходил на улицу, шторы все закрывались. И постепенно по одному человеку заходили. Нам детям было очень страшно, что так тайно проходили службы. Они проводились священником по ночам, а по утрам потихонечку все расходились по одному, по два человека. На всякий случай, если кто-то следил, был заранее заготовлен стол для чаепития, чтобы в случае чего все могли перейти к чаепитию. Вот такая был конспирация…
Священник во время тайного богослужения.
Расскажу случай, который произошел примерно в 1944-1945 году. Я еще в школу не ходила, а надо было на зиму дрова заготавливать. И вот мама с молитвой пошла к складу дров, молясь о том, чтобы какой-нибудь транспорт найти, и увидела впереди повозку, а на ней старичок сидит. Она спросила, не подвезет ли он дрова от склада до дома. Он говорит: «Садись». Она села и стала разговаривать со старичком и спрашивает его:
– Ты в Бога веруешь?
– Верую
– С крестом ходишь?
– С крестом
– А как тебя зовут?
– Николай
– Я буду за тебя молиться.
И поехали они к этому складу. По пути она спрашивает:
– Сколько ты возьмешь денег?
– Да много не возьму, что с тебя, вдовы, возьмешь!
А мама думает: мы с ним не знакомы, откуда он знает, что я вдова?
Доехали, погрузились, едут обратно, доехали до дома. Она опять спросила, как расплачиваться. А он ей говорит: «Принеси мне ведро картошки». Она обрадовалась, т. к. картошка у нас всегда была, взяла большое ведро набрать, выходит с ним за ворота, а за воротами ни повозки, ни старичка, а дрова аккуратно сложены. Она в изумлении пошла спрашивать соседей, не видели ли они старичка с повозкой. Никто не видел. Она рассказала верующим об этом чуде и все решили, что это Николай Чудотворец помог нам».
"Добрый дедушка" святитель Николай являлся многим в те тяжелейшие для нашей православной России времена, принося помощь и благословение Божие.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Для нас великой милостью Божией является то, что в нашем краю служили такие ревнители Православия и исповедники Христа, как епископ Глазовский Виктор (Островидов) и епископ Ижевский Синезий (Зарубин). Их стремление к тому, чтобы Церковь Христова не была рабой антихристовых сил и через своих служителей говорила только правду, нашло много последователей в Ижевской и Глазовской епархиях. После того, как епископы Виктор и Синезий были арестованы, верующие продолжали собираться на богослужения тайно. И хотя репрессивные органы советской власти в первую очередь старались обнаружить такие общины и уничтожить их, тем не менее не все они были выявлены. Одной из таких общин, очевидно, и была та, которая собиралась в Ижевске в доме Русановых. Мы не знаем, сколько таких тайных общин или отдельных верующих сохранилось в советское время, но они, несомненно, были. Свидетельством этому являются фотографии митрополита Иосифа (Петровых), епископов Виктора (Островидова) и Синезия (Зарубина), которые бережно, как святыни, хранили верующие в Ижевске, Глазове и других местах нашего края. Само хранение фотографий арестованных за «антисоветскую агитацию и пропаганду» по статье 58 «врагов народа», каковыми были в глазах советской власти свтт. Иосиф, Виктор и Синезий, было в сталинские времена смертельно опасно. И тем не менее верующие берегли эти драгоценные для них снимки.
Св. митрополит Иосиф (Петровых). Фото сохраненное православными верующими Ижевска.
Св. епископ Виктор (Островидов). Фото, сохраненное православными верующими Ижевска.
Св. епископ Виктор (Островидов). Фото, сохраненное православными верующими Ижевска и Глазова.
Епископ Синезий (Зарубин). Фото, сохраненное православными верующими Ижевска.
Когда я занимался сбором сведений по истории Ижевской епархии, то нередко посещал дома верующих людей, у которых могли сохраниться какие-то воспоминания или фотографии епископов или священников. Так у меня оказались старые, но хорошо сохранившиеся снимки святых митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), епископа Глазовского Виктора (Островидова) и епископа Ижевского Синезия (Зарубина). Эти старые фотокарточки являются свидетельством не только подвига трех святителей, но и тех христиан, которые в советское время, несмотря на смертельную опасность, сохранили эти фото.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий