Слово бывшего настоятеля храма Преображения Господня и храма святителя Василия Великого к своим бывшим прихожанам
Могу ли я обратиться к вам со словами: «Мои прихожане»? Наверное, уже нет. Несмотря на 13 с лишним лет настоятельства моего в Преображенском храме, я не имею на это права по нескольким причинам. В том числе и по причине беззаконного указа бывшего архиерея, несчастного митрополита, не сумевшего, как впрочем, и многие его собратья, найти смелости защитить своих священников от законов мира сего. Издав указ, формально лишающий меня права настоятельства и права совершать богослужения, епископ вывел меня из «системы». Но, может быть, раз это всего лишь формальный указ, я могу обращаться к вам со словами «мои прихожане»? Ведь мы знаем, что глава Церкви Сам Христос, ради Которого и было написано наше обращение. Ведь за Христа не побоялся я навлечь на себя не только архиерейский, но и патриарший гнев.
И вот может быть теперь, так часто слышанные вами слова на моих проповедях о тернистом пути, пути следования за Христом, эти слова, проповеди, подтверждённые делом, обрадуют вас, вселят в ваши сердца святую ревность по Бозе? А ваши сердца, исполненные этой святой ревности, возгорятся святой любовью к грешному вашему настоятелю? И возрадовавшись, о том, что «сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15, 32), возблагодарить Господа, Пречистую Богородицу, все Небесные Силы и угодников Божиих? Может быть теперь, подтвердив своё право называться русским православным священником, я могу с радостью во Христе Иисусе обратиться к вам: «Мои прихожане»? Оказывается, нет, нет у меня такого права, его отняли у меня не только архиерей и патриарх. Это право отнял у себя я сам. Отнял тем, что жил не по-христиански, был больше наёмником, чем пастырем. И вот теперь, настал удобный момент, чтобы избавиться от лжепастыря, которым я стал. И ничто не сможет изменить ваше желание не видеть меня вашим настоятелем, даже пусть и будет это борьба за родную Мать-Церковь. Суд надо мной уже произнесён. Приговор обжалованию не подлежит.
Лишь один поступок способен изменить ваше решение. Поступок этот – ложь. Я должен солгать против себя, я должен солгать, что не имею права не поминать патриарха за богослужениями, если он, патриарх, учит жить церковный народ не по евангельским заповедям и не согласно догматам Церкви. Если я соглашусь признать ошибочность требования о непоминании патриарха за богослужениями, тогда всё может вернуться на круги своя. Пусть будет ложь, пусть там наверху священноначалие живёт не Христом совсем, об этом вы и знать не хотите. Вам нужен покой здесь, на приходе. Вам хватает беспокойства в окружающем вас мире, приходя в Церковь, вы ищете покоя, пусть и мнимого. Пусть же прекратятся эти непонятные вам распри, и вернётся покой. Если я начну поминать патриарха и «покаюсь», тогда получу это драгоценное право обращаться к вам с дорогими сердцу словами: «мои прихожане».
Как часто я вспоминал об этом потерянном мною праве, как горько мне было представлять любимый храм в котором я не смогу уже обращаться к вам как прежде. Но ещё горше мне от сознания того, что не смог, не сумел я научить вас больше всего на свете любить правду Божию. И горько мне, что выгнали меня из храма за правду, а не за мои ошибки.
Мою запоздалую любовь к Правде объявили беззаконием.
Как больно за Христа страдать,
Как больно принимать проклятья
За то, что ты решил сказать
Лишь слово правды о Распятье.
Не хочет слышать те слова,
Ни дочь духовная, ни братья.
И окунаешься в объятья
Лжи, клеветы, измены, зла.
О, как же больно о Распятье…
Вам говорить, друзья и братья.
Ваш слух не слышит, он закрыт,
Закрыт для горьких слов и правды.
Он слышит лесть. Нет, иногда,
Когда священник вдруг с амвона
Со гневом обличит, напомнит,
Что надо бегать нам греха…
И прочих множество глаголов.
Однако ясно всем и мне,
Что проповеди обличенье
Лишь на часа на два ученье,
А в жизни можно все забыть.
Ах, как легко предать друзья!
Как не заметно, как не больно.
И совесть будто бы довольна,
Что нА Крест не вознёс себя.
Комментарии
Оставьте комментарий