Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

26 декабря 2011
Рубрика

200px Alexander Of Jerusalem

Фреска церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде, XV век

Священномученик Александр родился в конце II века. Был учеником великих учителей христианской Церкви свт. Климента Александрийского, посвятившего ему свое сочинение «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось) и пресвитера Пантена. Свщмч. Александр учился и дружил с Оригеном. В одном из писем к Оригену он вспоминает:
«Мы считаем отцами блаженных предшественников наших: …Пантена, воистину блаженного мужа и учителя, святого Климента, моего учителя и благодетеля, да и других таких же. Через них познакомился и я с тобой, человеком безукоризненным, господином и братом моим».
При римском императоре Септимии Севере (царствовал 193—211 годы) свщмч. Александр был заключен в темницу за веру и провел в ней три года. Он так отличился своим исповеданием Христа, что в начале III века был избран епископом города Флавии (находившегося в обширной области восточной части Малой Азии — Каппадокии).
В 202 году гонение вынудило святителя Климента Александрийского покинуть Египет, в результате чего он направился к свщмч. Александру. Свт. Климент застал будущего священномученика в тюрьме, откуда святой Александр направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада — исповедника. Поскольку Антиохийская кафедра находилась не далеко от кафедры свщмч. Александра, то и письмо доставил сам святитель, управлявший в то время кафедрой своего ученика во время его заточения.
После освобождения из темницы свщмч. Александр отправился из Каппадокии в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест». Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой. Причиной этого житие называет чудесное ночное видение, в котором горожане видели, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного им Господом. С общего согласия соседних Церквей в 212 году Александр стал соправителем патриарха Наркисса (патриаршествовал с 185 по 211 гг. и с 212 по 222 гг.), который по глубокой старости уже не мог нести епископское служение. Это — чрезвычайно редкий случай в практике древней церкви. В этом сане епископ Александр управлял Иерусалимскою церковью 38 лет. О своем сослужении с патриархом Наркиссом свщмч. Александр в конце одного из своих писем к жителям Антинои пишет так:
«Приветствует вас Наркисс, бывший до меня здесь епископом и теперь молитвенно трудящийся со мной. Ему исполнилось сто шестнадцать лет; он убеждает вас, как и я, пребывать в единомыслии».
Священномученик Александр был известен своею любовью к просвещению. При Иерусалимской церкви он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в IV веке и знаменитый церковный историк Евсевий Памфил, который сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского.
В 215 или 216 году, во время египетского похода императора Каракаллы, друг свщмч. Александра и известный в то время ученый Ориген был вынужден бежать в Палестину. Из уважения и дружбы к Оригену, святой Александр позволил ему произнести в своём присутствии поучение в одной из иерусалимских церквей. За это разрешение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа свщмч. Александр подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ будущий священномученик указал ему на пример других церквей. Свщмч. Александр писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, может быть приглашен епископом для проповеди.
Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но благодаря свщмч. Александру, Ориген познакомился с Феоктистом, епископом Кесарии Приморской, который в 231 году рукоположил, находящегося проездом в Кесарии Палестинской, Оригена во пресвитера, конфликт стал неразрешимым. В Александрии один за другим были созваны два собора (231, 232), на которых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, «и Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения».
В 251 году началось одно из самых жестоких в истории гонений на христиан — гонение римского императора Декия (правил в 248—251 годах, гонения начал эдиктом в начале 250 года). Свщмч. Киприан Карфагенский называет Декия «infestus sacerdotibus Dei» — врагом священников Божьих. Тогда также пострадали Фабиан, епископ римский и Вавила Антиохийский.
Свщмч. Александр был приведен на восточный берег Средиземного моря в Кесарию Палестинскую на суд проконсула, где вторично исповедал Христа, дерзновенно обличив языческое заблуждение. Тогда он был отдан на растерзание зверям, но те его не тронули. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же скончался от усечения мечом.
Святитель Дионисий Александрийский с благоговением говорит о кончине свщмч. Александра: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Канонизирован в лике священномученика, память совершается в Православной церкви 16 мая и 12 декабря (по юлианскому календарю).
Из произведений свщмч. Александра известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блаженного Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.
Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-грузинской рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии нартекса архиепископа Даниила II, Печская Патриархия (Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение. Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. Сохранилась фреска с его изображением в церкви святого Симеона Богоприимца в Новгороде (XV век).

Вернуться к списку записей

Комментарии

Елена
27 декабря 2011 09:03

Премного благодарствую, батюшки о.Сергий, о.Михаил и о.Александр, за труды. Помогай Вам Господь! Нет нам дороги унывать!

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры