Протоиерей Димитрий Дудко (1922-2004)
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В наши апостасийные времена распространилась точка зрения о том, что якобы существует ложь не скверная, не греховная, а святая — ложь во спасение.
Чтобы понять, насколько опасно и губительно это заблуждение, давайте вспомним трагическую судьбу прот. Дмитрия Дудко. Имя этого священника гремело покаянным звоном в атеистическом Советском Союзе, тысячи людей приезжали в храмы, где он служил, чтобы послушать его живое слово.
Проповеди о. Дмитрия переписывали от руки, перепечатывали, распространяли в виде магнитофонных записей. Западные религиозные передачи часто сообщали об известном московском священнике.
Из крестьян, сын репрессированного, фронтовик, узник сталинских концлагерей, скромный приходской священник, о. Дмитрий вышел из ещё не уничтоженного до конца православного русского народа.
С первой встречи батюшка производил удивительное впечатление. Невысокого роста, белоснежная борода, одуванчиковые волосы, высокий лоб и светлые глаза. При общении с ним возникало ощущение, что ты общаешься с любящим старшим братом или отцом; казалось, когда он заходит в комнату, становится светлее и теплей. К нему тянулись самые разные люди, в том числе и многие выдающиеся представители интеллигенции. Отец Дмитрий стал окормлять гонимых правдолюбцев, диссидентов (так тогда называли инакомыслящих).
Советские власти, как гражданские, так и церковные, гнали отца Дмитрия, ему запрещали служить и постоянно угрожали. Однажды отец Дмитрий стал жертвой заказной автокатастрофы, после которой священник долго восстанавливал своё здоровье. Но, несмотря на все преследования, о. Дмитрий был энергичен и бодр, он непрестанно проповедовал, писал, призывая наш народ к покаянию. Он мужественно говорил о гонениях на Церковь, о святых новомучениках и исповедниках Российских, о необходимости прославления св. Царя-Мученика Николая и всей святой Царской Семьи.
Отец Серафим (Роуз) говорил об отце Дмитрии Дудко так: «Пожалуй, со времён святого и праведного Иоанна Кронштдтского не слышала Русь, да и весь православный мiр таких пламенных и злободневных проповедей».
Но в январе 1980 года отец Дмитрий Дудко был арестован и помещён в Лефортовскую тюрьму. После нескольких месяцев заключения он был сломлен чекистами.
Как сейчас помню: 20 июня 1980 года, программа «Время», вместе с тележурналистом появляется о. Дмитрий и кается перед безбожной властью за свою прежнюю деятельность.
Это покаяние можно сказать, потрясло множество русских православных людей, как на родине, так и за рубежом. Советская пропаганда со злорадством распространяла в своих средствах массовой информации статью о. Дмитрия такого же характера.
После того, как о. Дмитрий «раскололся», его освободили. Но надо отдать ему должное, спустя некоторое время, преодолевая страх и запреты чекистов, отец Дмитрий принёс истинное покаяние за своё предательство. Причём он это делал публично и недвусмысленно. Мужественный и смиренный поступок заставил вновь многих людей уважать о. Дмитрия Дудко, как доброго пастыря нашей Церкви.
В 1990-е годы священник Дмитрий Дудко активно занимается религиозной общественной и даже политической жизнью страны. Он становится духовником газеты «День» (впоследствии «Завтра»), неформального главного органа непримиримой, как тогда говорили, красно-коричневой оппозиции.
И в это время с отцом Дмитрием происходит новая метаморфоза. Неожиданно он забывает о своём покаянии в предательстве, более того, он всячески оправдывает своё заявление 1980 года. Священник говорит о том, что, оказывается, советская власть была от Бога, она пеклась о народе. Однажды отец Дмитрий даже разразился в своей публикации такими словами: «В конце концом так и хочется воскликнуть: Святый Иосиф праведный, моли Бога о нас» («Завтра», 2003, № 32).
Помнится, примерно в это время я по приглашению своих друзей оказался на одном патриотическом собрании в Москве. Грозно и громко выступали ораторы, причём первым держал речь о. Дмитрий Дудко. Общая картина происходившего была довольно унылой: слишком много советчины, сталинщины и просто ненависти. В конце выступила несколько постаревшая звезда советского экрана Жанна Болотова. Она обратилась к собравшимся с призывом вспомнить не только Сталина, но и Ленина. Зал взорвался аплодисментами.
Выйдя из здания, где проходило это тошнотворное действо, я подошёл попрощаться с отцом Дмитрием: «Батюшка, ведь то, что мы сейчас видели, является настоящим беснованием. Сталин, Ленин, все эти коммунистические абракадабры — достойно ли это памяти свв. Новомучеников и исповедников Российских?»
На это о. Дмитрий с некоторым волнением в голосе мне ответил: «Отец, ты ведь знаешь, что я сам от них пострадал. Но сегодня надо всё забыть. Всё! Потому что, если мы не объединимся с ними, нас уничтожат!»
Это была наша последняя встреча. В следующие раз я увидел о. Дмитрия уже на его отпевании. Но даже тогда, когда я со многими другими священниками нёс гроб присноминаемого протоиерея, меня не отпускала мысль о том, что в последние годы он сбился с главного своего пути.
Конечно, ахиллесовой пятой отца Дмитрия стало оправдание своего предательства 1980 года. Часто повторяют за ним, что, мол, он тогда действительно многое переосмыслил и его покаяние перед советской властью было искренним. Но факты говорят об обратном.
Во-первых, надо сказать, что о. Дмитрий не просто отрёкся от своей прежней деятельности, но и пошёл на явное предательство, оклеветав в своём заявлении архиеп. Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина). Владыка Василий написал письмо Брежневу в защиту о. Дмитрия. И вот чекисты решили особенно утончённо отомстить архипастырю. Именно отец Дмитрий Дудко выступил против своего защитника. Так чистосердечно, даже перед людьми не каются.
Во-вторых, как мы уже вспоминали, в 1980-е годы сам о. Дмитрий разоблачил своё лжепокаяние, мужественно признав своё падение как устно, так и письменно.
Нам казалось тогда, в 1980-е, что о. Дмитрий уподобился ап. Петру в покаянии. Невозможно представить, как бы отреагировали христиане апостольских времён, если бы ап. Пётр по прошествии некоторого времени забыл о своём покаянии и стал утверждать, что он от Бога не отрекался в ту страшную ночь и вообще поступал правильно. Но именно так поступил о. Дмитрий.
Что за этим скрывается: обыкновенная гордость, желание выглядеть безупречным в глазах потомков, стремление находиться в центре событий? Ведь ясно, что ни Проханов, ни Зюганов, ни другие лидеры левой оппозиции не имели бы никаких дел с о. Дмитрием, если бы он не придерживался их линии.
Трудно и больно ответить на эти вопросы. Но одно несомненно: свт. Филарет, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, был прав, говоря, что причина падения о. Дмитрия была в том, что он находился вне истинной Церкви.
Я не дерзну толковать слова свт. Филарета так, что вообще о. Дмитрий пребывал вне Церкви как таковой. Даже в Московской патриархии в самые тяжёлые времена были истинные пастыри, стремившие служить Христу. Ярчайшим примером является сам свт. Филарет, который многие годы был клириком Московской патриархии в маоистском Китае. Но он, несмотря ни на что, оставался подлинным пастырем Церкви, потому что не соглашался с неправдой советского патриарха Сергия.
Увы, о. Дмитрий, несмотря на все свои великие достоинства, пытался одновременно почитать св. Царя-Мученика Николая и всех новомучеников Российских вместе с их гонителем митр. Сергием. Оттого и произошёл внутренний разброд в душе замечательного священника.
Он писал: «В чём правда Московской патриархии? В том, что она сказал ложь, и защитила от окончательного истребления Церковь на нашей земле, она сохранила традицию».
Но разве можно строить церковную жизнь, жизнь общественную, государственную на лжи? Отец Дмитрий считал, что это возможно. Он даже, правда очень неумело, пытается сослаться на Священное Писание: «Только бы снова делать дело Божие! Ложь — конь во спасение (из псалма). Говорят, это неправильный перевод. А зачем переводить? Читай правильно, по-русски написано: ложь — конь во спасение».
Да простит меня о. Дмитрий, но хочется ему возразить, что «ложь конь во спасение» - это по-церковно-славянски. А для тех, кто знает этот язык слабо можно процитировать по-русски:
«Не спасётся царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею» (Пс. 32:16-17).
Как видите, Слово Божие не подтверждает толкование отца Дмитрия.
Далее он пишет: «Вот подумайте. На фронте: - Что везёшь? - Скажи: снаряды или назови часть, сразу: враг подслушивает. Гонятся бандиты за человеком, скажи правду, куда побежал, - догонят и убъют. Обмани — может, человек и останется в живых. В наше время не поймёшь — всё перепуталось. Что убивает: правда или ложь? Сколько всяких правд появилось?
- Сколько стоит правда сегодня? - спрашивают в киоске».
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Вот это да! Правд всяких много, а святая ложь одна! Удивительная цитата для священнослужителя Русской Православной Церкви! Получается, что он уничижает правду: «сколько всяких правд появилось», и возвышает ложь, ложь во спасение.
Хочу напомнить, что у нас уже была передача, где говорилось о пагубности любой лжи, в том числе лжи во спасение. Главная мысль была та, что мiр наш настолько повреждён грехом, что порой для предотвращения ещё большего греха, нужно прибегать ко лжи большей или меньшей. Но эту вынужденную ложь ни в коем случае нельзя оправдывать, возводить в норму, но признавать гибельной для души, каяться в таком способе борьбы с грехом. Так говорят все святые Церкви, писавшие об этом.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Да, в исключительных случаях христианин может допустить обман. Вспомним безстрашных и благочестивых повивальных бабок Шифру и Фуу (Исх. 1:15), спасших многих еврейских детей в Египте, хотя им для этого потребовалось ввести в заблуждение самого фараона.
Есть и другие примеры Священного Писания, которые говорят о позволительном обмане. Но это именно исключения из правила. Потому что, как говорит наш Господь Иисус Христос, «диавол — отец лжи».
Спаситель никогда не говорил неправду, Матерь Божия никогда не лгала. Так старались поступать и св. апостолы, и жены-мироносицы. Так должны поступать и мы. Не случайно Божественный Учитель в Своих заповедях блаженства дважды говорит о святости правды.
Своим критическим анализом некоторых суждений о. Дмитрия Дудко я ни в коем случае не ставлю перед собой задачу осудить приснопамятного батюшку. Он прожил очень трудную жизнь, чрезвычайно много сделал для нашей Церкви. Благодаря деятельности о. Дмитрия множество людей духовно родились для жизни во Христе. Но руководствуясь стремлением к правде и желанием защитить себя от ошибок, сегодня мы вспоминаем не только славное, но и достойное печали в жизни и деятельности отца Дмитрия Дудко.
Комментарии
Оставьте комментарий