Церкви нет без покаяния

6 декабря 2017

Февральская революция

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Архиерейский собор МП 2017 года прошел с большой помпой. Но если мы посмотрим на это высокое собрание в свете евангельской правды, то перед нами откроется картина, достойная слез. Это же надо было так постараться, чтобы в столетнюю годовщину убийства исторической России почти ничего не сказать о Февральской революции и Октябрьском перевороте. Сегодня, когда в гонениях и травле святой Царской Семьи стала очевидна роль церковных иерархов, генералов, политиков, деятелей культуры и других людей, причислявших себя к Православной Церкви, особо важно, чтобы прозвучал голос церковный, призывающий к покаянию и молитвенному осмыслению того, что случилось сто лет тому назад.

Патриарх Тихон, митр. Арсений, члены Собора
Св. патриарх Тихон, митр. Арсений (Стандицкий) и члены Собора.

Молебен перед началом Собора
Молебен на Красной площади перед началом Поместного Собора 1917 года.

Но, увы, мы не слышим ни слова обличения ни в адрес вождей февраля, ни вождей октября 1917 года. Даже на мероприятиях, посвященных жертвам массовых репрессий, патриарх Кирилл умудряется никак не задевать советских кумиров Ленина, Дзержинского, Сталина и прочих красных божков.

Марк Захаров
Марк Захаров.

Создатель провидческого фильма-притчи «Убить дракона», известный театральный и кинорежиссер Марк Захаров, говоря о себе, как о верующем человеке, с горечью замечает:

«У меня есть одна претензия к нашим святым отцам: почему не упоминается главный идеолог церковного погрома, уничтожения духовных ценностей, взрывов церквей, храмов, разграбления церковного имущества? Почему так Владимiра Ильича Ленина берегут, бережет в том числе и церковь? Это мне не очень нравится…

Я вспоминаю замечательное место из шварцевского «Дракона», где Шарлемань, архивариус, говорит: Все-таки знаете, дракон, – конечно, он дракон. Но когда у нас была эпидемия чумы, он вскипятил озеро и все пили кипяченую воду. И не надо одной краской мазать его, у него были какие-то светлые помыслы.

И вот я сейчас смотрю, как про Жукова, про Сталина возникают телевизионные версии: он все-таки чай пил, предлагал варенье... В нем какая-то была… Упиваться этим, исследовать, в чем он был тираном и человеком, который развязал неслыханный геноцид на нашей планете, а в чем он был все-таки добрым человеком, справедливым… Все-таки Бондарчук когда ему попался, что он заслуженный артист, он взял зачеркнул и написал: народный артист. Т. е. у него были и какие-то добрые помыслы, и об этом стоит задуматься, – как бы говорят некоторые люди. Я так не думаю
».

Бургомистр
Бургомистр в к/ф "Убить дракона" (1988) стал прообразом политиков, светских и церковных, вскоре заполнивших Россию.

Трагедия Русской Церкви заключается в том, что с легкой руки Ельцина и его окружения «бургомистры» в рясах, бывшие марионетками богоборческой власти, после крушения СССР стали главными церковными начальниками демократической России. Сегодня «бургомистры» в рясах постепенно уходят в мiр иной, но они успели подготовить «достойную» смену. Именно поэтому церковная жизнь МП всё более напоминает Римо-католическую церковь времен средневековья.

Патриарх Кирилл (Гундяев) 3 декабря 2017 года произнес пламенное слово. По всей видимости, его душу особенно греют следующие слова о величии патриаршего служения:

«С совершенно особым чувством я взошел сегодня в этот храм, где проходил исторический Собор 1917-1918 годов, 100-летие которого мы празднуем, и где было принято решение о восстановлении Патриаршества в нашей многострадальной Церкви, не имевшей в течение двух веков законного канонического возглавления. Сегодня, когда ученые рассуждают о трагедии, постигшей нашу страну в революционное лихолетье, в числе причин разрушения страны, государственности, народной жизни нередко называют и церковное неустройство. В самом деле, еще до революции 1905 года лучшие умы, и государственные, и церковные, сознавали, что искажение канонического устройства Церкви — это не просто ошибка управления, а нечто куда более опасное. Ведь если Церковь управляется канонически неверно, то это означает отнюдь не плохо организованное делопроизводство, но то, что управление Церковью осуществляется вне апостольской традиции».

Вот так! Оказывается, Российская Православная Церковь была вне апостольской традиции! Церковь свт. Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского, преподобных старцев Оптинских, свтт. Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), св. Императора Николая II и св. Императрицы Александры и всех Царственных Мучеников не имела канонического возглавления. И лишь когда была уничтожена православная царская власть и избрали патриарха, церковное управление стало каноничным.

Все эти тезисы, конечно, идут вразрез с тем, что говорили святые отцы, подвижники и герои Святой Руси. Но разве кто смеет возражать?

Глазунов. Святая Русь. Фрагмент
И. Глазунов. Фрагмент картины "Святая Русь".

Режут слух и такие слова патриарха Кирилла (Гундяева):

«Но если продолжить эти размышления в сослагательном наклонении, то можно сделать вывод, что если бы не было Патриарха, то навряд ли сохранилась бы и Церковь, потому что в самые тяжелые моменты гонений, притеснений, разрушений храмов единственную надежду люди связывали с тем, что во главе Церкви есть Патриарх. Он предстоит Богу в молитвах, и он несет особую личную ответственность, — при всем уважении к соборному началу в Церкви, — за то, что происходит с народом Божиим…

Вначале Местоблюститель митрополит Петр, а когда стало очевидным, что владыка Петр не может нести Патриаршее служение в качестве Местоблюстителя, — его заместитель и преемник митрополит Сергий (Страгородский) — в условиях отсутствия Патриарха фактически совершали Патриаршее служение
».

Как говорится, приехали! Как раз именно священномученик Петр нес крест Патриаршего Местоблюстителя, пребывая многие годы в ссылке за Полярным кругом и в душных тюремных одиночках, а митр. Сергий выбрал широкий путь сотрудничества с богоборческой властью и предательства. Но и он в конце 1930-х годов практически не мог управлять еще остававшимися приходами. Помешала окончательному уничтожению Церкви Вторая мировая война, в которую вступил Советский Союз не в 1941 году, а в 1939-м, нанеся удар по Польше. Вот тогда-то постепенно и начинает меняться сталинская политика, поскольку вопреки гонениям большая часть населения страны оставалась верующей. Об этом убедительно говорила Всесоюзная перепись населения 1937 года.

митрополит Сергий Страгородский
Митрополит Сергий пошел по широкому пути, повинуясь богоборческой власти.

Митр Петр
Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Петр не свернул с узкого пути, хотя это для него означало ссылку, тюрьмы, пытки, расстрел.

К тому времени церковная организация была полностью разгромлена, почти все приходы были закрыты, не было ни одного монастыря, ни одного духовно-учебного заведения, действующих архиереев было только четверо, да и то все они сотрудничали с органами. В эти годы ужаснейших и наиболее кровавых гонений у Русской Церкви не было патриарха, как не было патриархов и в первые века христианства, хотя именно в те времена Церковь явила особо много мучеников Божественной истины.

Ссылка патриарха Кирилла на авторитет митр. Сергия (Страгородского) также весьма симптоматична. Духовная связь Сергия (Страгородского), гонителя святых новомучеников, с патриархом Кириллом становится всё более очевидной. Хорошо, когда у Церкви есть боголюбивые цари и патриархи, но так в истории было далеко не всегда. Трудно, но можно обойтись и без царя и патриарха, а вот без Христа нельзя. Главное, чтобы в Церкви господствовал Христос. Церковь, согласно Св. Писанию, есть «народ Божий» (1Пет. 2:10), Глава которого – Христос, а народ – Его Тело (Еф. 1:22-23; Кол. 1:18).

Сегодня мы вынуждены признать, что нет у нас подлинного патриарха, но Христос был, есть и будет. Оттого так важно нам хранить себя от ереси экуменизма, сергианства, папизма.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Патриарх Кирилл утверждает, «что если бы не было Патриарха, то навряд ли сохранилась бы и Церковь». Но сам же, как и его предшественники, начиная с патриарха Сергия (Страгородского), опровергает себя. Потому что именно в советское время Московская патриархия все более ускоренными темпами накапливала в себе чуждые настоящей Церкви обычаи: соглашательство с богоборческой властью и прославление ее вождей, безнравственность и противоестественные пороки в среде духовенства и верующих, экуменизм и подобные ему факты предательства Православия. Если «советский», по выражению Ивана Ильина, патриарх Сергий еще мог как-то оправдываться, что он не еретик, что вере не изменяет, то в устах его преемников, когда МП стала активно участвовать во Всемiрном совете церквей, подобные оправдания стали совсем неубедительны.

Франциск и Кирилл
Папа Франциск и патриарх Кирилл (Гундяев) в Гаване 12.02.2016 г.

Особенно это можно сказать о патриархе Кирилле. Несомненно, одной из вершин экуменических достижений последнего является встреча в Гаване. Тогда им была подписана уния с Папой Римским, скрепленная совместной молитвой и порицанием прозелитизма, т. е. как Папой, так и патриархом были выражены неодобрение и запрет не только обращать православных в католичество, но и католиков в Православие. Эта измена Православию со стороны патриарха Кирилла была затушевана словами о том, что встреча двух понтификов необходима для прекращения кровопролитий и убийств христиан на Ближнем Востоке, в Африке и в других местах.

Видимо, недоумение Гаванской унией было столь велико, что ОВЦС вскоре после нее опубликовал 15 апреля 2016 года «разъяснение» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4431333.html), которое, впрочем, у думающих людей вызвало новые вопросы и даже возмущение.

Могло бы показаться, что недавно прошедший Архиерейский собор МП внесет ясность и даст должную оценку произошедшему, но в реалиях МП это было бы настоящим чудом. И действительно, вместо того, чтобы выразить протест и недоверие, – ибо даже из архиереев МП мало кто знал заранее о встрече в Гаване, – собрание лиц в высшем священном сане одобрило деятельность патриарха Кирилла. Архиереи отметили «важность» встречи в Гаване «в деле объединения усилий по защите христиан, подвергающихся преследованиям на Ближнем Востоке и в Африке… Совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска, – согласно «Постановлению» Архиерейского собора 2017 года, – внесло свой вклад в достижение перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней. Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что прозвучавший из Гаваны призыв к международному сообществу предпринять усилия в защиту ближневосточных христиан был услышан в широких общественных и политических кругах» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html).

Архиерейский собор 2017
Архиерейский собор РПЦ МП 29.11-2.12.2017 г.

Данный пассаж архиереев МП почти дословно повторяет уже упомянутое «Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей в связи с обращениями по поводу встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском». Чтобы показать, насколько не соответствующими истине являются эти слова, приведем красноречивую цитату из наполненной глубоким возмущением заметки преподавателя Курсов повышения квалификации клириков г. Москвы, члена Межсоборного Присутствия РПЦ МП, руководителя_сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела, ответственного за миссионерскую и катехизаторскую работу Северного викариатства Московской епархии, автора более 30 книг и брошюр, а также около 200 статей иерея Георгия Максимова:

Георгий Максимов, иерей
Иерей Георгий Максимов.

«Авторы ОВЦС уверяют нас, что „главной причиной встречи послужила необходимость безотлагательно обсудить трагическую ситуацию, связанную с преследованием христиан в ряде регионов мира, в первую очередь на Ближнем Востоке“. Чтобы показать нам, насколько все плохо, авторы приводят статистические данные, в том числе такие: „В Ираке проживало полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч“.

Напомню для авторов документа то, что они и сами прекрасно знают: истребление христиан в Ираке началось вскоре после вторжения туда войск американской коалиции в 2003 г. Катастрофические масштабы это приобрело с началом гражданской войны в 2006 г. То есть десять лет назад! Отчего же тогда не устроили встречу патриарха с папой, если, как нас убеждают, это главная причина, и встреча оказалась столь эффективна, что спасла множество жизней? Зачем же десять лет было скрывать такое мощное средство? Отчего не употребили его, пока в Ираке еще было полтора миллиона христиан?

Да, вы не ослышались, когда я упомянул про эффективность встречи. Авторы разъяснения нас просвещают: „В Совместном заявлении, принятом по итогам встречи, Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск призвали все силы, которые пытаются противостоять экстремизму, к согласованным действиям. Патриарх и Папа обратились к политическим лидерам, увещевая их преодолеть разногласия и сплотиться в борьбе с общей угрозой. Этот призыв оказался чрезвычайно актуален, о чем свидетельствует и тот факт, что ведущие мировые державы вскоре после встречи договорились об установлении перемирия в Сирии. И сегодня уже многие сирийцы объединили свои усилия в борьбе против террористов, пытающихся разрушить их государство и уничтожить в нем христиан“.

На этом „золотые перья“ ОВЦС не останавливаются, их несет дальше: „Авторам поступающих обращений следовало бы ответить на вопрос: если бы от вашей встречи с влиятельным католиком зависела чья-то жизнь, в том числе православного человека, разве ваша христианская совесть позволила бы вам уклониться от этой встречи? Тем более, когда речь идет о тысячах жизней. А ведь перемирие в Сирии, достигнутое после состоявшейся встречи, сохранило жизни многих людей“.

То есть, авторы рисуют перед нами такую картинку: состоялась встреча папы с патриархом, была опубликована их декларация, ее внимательно прочитали Башар Асад и полевые командиры сирийской оппозиции и признались себе и друг другу: „Вот раньше, когда папа Римский и патриарх Московский высказывали все то же самое по отдельности, мы еще как-то могли их призывы игнорировать, но теперь, когда они встретились и сказали это вместе — теперь все серьезно. Пора заканчивать эту несчастную войну“. И заключили, наконец, перемирие, которое „сохранило жизни многих людей“. И вот авторы ОВЦС полагают, что мы в это поверим и даже, что мы поверим, будто они сами в эту ахинею верят
» (http://yurij-maximov.livejournal.com/407157.html).

Здесь прервемся и подобно отцу Георгию Максимову воскликнем: неужели члены Архиерейского собора сами в эту ахинею верят и считают, что мы в неё поверим? Ответ очевиден: если и не верят, то делают вид, что верят.
Далее отец Георгий продолжает:

«Я вижу не менее пяти вариантов того, как можно показать, что заявления авторов ОВЦС про „факт, что ведущие мировые державы вскоре после встречи договорились об установлении перемирия в Сирии“ – это наглая ложь. Но, чтобы не утомлять читателя, я ограничусь всего одним, самым коротким.
Напомню, встреча патриарха с папой Римским произошла 12 февраля. А теперь обратимся к гуглю и посмотрим, когда была заключена договоренность о текущем перемирии в Сирии: „Участники состоявшегося в четверг, 11 февраля, в Мюнхене заседания Международной группы поддержки Сирии достигли договоренности о введении в стране режима прекращения огня“.

Хотелось бы пояснить: я нисколько не сомневаюсь в том, что наш патриарх, равно как и папа Римский, искренне переживают о страданиях христиан в Сирии. Любой человек, кто хоть немного знает о тех зверствах, которые имели место, не может остаться равнодушным. И вполне понятно желание заявить о своем отношении к этой трагедии. Но наш патриарх очень адекватный человек, подозреваю, что папа Римской тоже адекватен настолько, чтобы понимать, что любые их заявления на эту тему носят исключительно декларативный характер и не имеют никакого влияния на тех, от кого действительно зависит прекращение притеснения христиан (ну не руководствуются в своих действиях члены ИГИЛ и других подобных организаций заявлениями христианских лидеров).

Так что на главную причину для встречи такое чисто декларативное действо никак не тянет. Но даже если мы подыграем авторам документа и изобразим тех тупиц, которыми они нас считают, и поверим, что благодаря декларации папы и патриарха наступил мир в Сирии и были спасены тысячи христианских жизней, у нас все равно останется вопрос: а зачем встречаться-то было? Если дело в двух подписях под одним текстом, то можно было просто сгонять кого-то из ОВЦС в Рим, взять подпись папы, а потом этот же документ подать на подпись патриарху (или в обратной последовательности) и опубликовать как совместное заявление. Устраивать ради этого личную встречу и отрывать двоих очень занятых людей от их дел, не нужно. Вряд ли папа сказал бы: нет, я подпишу декларацию в защиту убиваемых христиан только если лично увижу патриарха Кирилла, а если он перед мои ясны очи явиться не изволит, так и пусть их дальше убивают, я ничего не подпишу. Очень вряд ли.

Вместо всей этой клоунады и циничных попыток прикрыться трупами ближневосточных христиан авторам ОВЦС надо было либо прямо и честно называть настоящую причину встречи с папой, либо, если по каким-то соображениям эту причину сейчас нельзя предавать огласке (ну, например, темные силы нас злобно гнетут и могут использовать эту причину во вред нашей Церкви), то прямо и честно констатировать неспособность ее озвучить
».

Арх собор 2017
Голосование на Архиерейском соборе РПЦ МП 2017 года.

Теперь, к сожалению, в этой «клоунаде» приняли участие члены Архиерейского собора МП, вместо того, чтоб «прямо и честно» назвать произошедшее в Гаване предательством Православия и отмежеваться от него, выразив недоверие патриарху Кириллу (Гундяеву).

Приведем еще цитату из заметки о. Георгия, которую можно с полным правом адресовать не только авторам «официального разъяснения ОВЦС», но и членам прошедшего Архиерейского собора:

«Если своих оппонентов авторы „разъяснения ОВЦС» представляют как фарисеев, гнушающихся людьми, то сторонников экуменических контактов (и, в том числе, самих себя) они описывают как тех, кто «без страха вступают в диалог с инославными — не ради достижения вероучительных компромиссов, а ради свидетельства о чистоте и истине православной веры, ради нахождения приемлемых форм взаимного сосуществования, ради спасения жизни гонимых христиан Ближнего Востока и Северной Африки, ради совместной защиты семьи как освященного Богом союза мужчины и женщины, ради защиты жизни нерожденных младенцев, ради мира на земле“.

Наконец-то благодаря анонимным авторам ОВЦС мы узнали, что такое подлинное величие и бесстрашие. Только представьте себе: они без страха едут в зарубежные командировки, без страха заселяются в неплохие европейские гостиницы, без страха посещают там обеды и фуршеты, без страха улыбаются и кивают инославным участникам, без страха зачитывают свои доклады перед ними, и в результате всей этой их мужественной деятельности наступает мир на земле, защищаются жизни нерожденных детей, спасаются гонимые христиане Ближнего Востока и так далее и тому подобное.

Вот в этом нас пытаются убедить авторы ОВЦС и полагают, что мы это воспримем с полным доверием. Таким образом они считают своих читателей самыми распоследними тупицами, которые поверят любой ахинее, которую им напишут. А такое отношение, на самом деле, совсем не то, что следует демонстрировать в тексте, который претендует на то, чтобы успокоить сомневающихся.

Особенно циничным выглядят уверения про то, что контакты с инославными совершаются ради «спасения жизни гонимых христиан Северной Африки». Напомню, что Россия официально отказалась предоставлять убежище коптам, бежавшим от преследований, начавшихся после „арабской весны“. И наша Церковь, включая красноречивых авторов ОВЦС, нисколько против этого решения не возразила. Хотя предоставление убежища могло бы действительно спасти людей, в отличие от болтовни на экуменических встречах
».

Отец Георгий Максимов и по поводу совместной молитвы в Гаване ставит правильно вопрос:

«Авторы разъяснения уверяют нас: „Патриарх и Папа не участвовали в каких бы то ни было совместных литургических действиях и не возносили совместных молитв, поэтому ссылки на недопустимость совместных молитв с еретиками в соответствии с канонами Православной Церкви в данном случае абсолютно неуместны“.

Какие прекрасные слова! Как отрадно их слышать! Только почему же авторы ОВЦС забыли объяснить, как эти их слова соотносятся со следующими пунктами гаванской декларации, подписанной совместно папой и патриархом: „Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира» (п. 11), «обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы“ (п. 30)?

Если эти слова нельзя понимать как совместную молитву, то объясните, как тогда их понимать? Среди множества других мне доводилось слышать даже такое предположение: патриарх Кирилл на самом деле во время встречи тайно присоединил папу Франциска к Православию и потому их совместная молитва не является каноническим нарушением, так как это была молитва двух православных. А папа сейчас собирается с духом и просто ищет удобное время, чтобы объявить своей пастве о том, что он стал чадом Русской Православной Церкви. Мне лично представляется эта версия весьма фантастичной, но даже она выглядит более внятной, чем избранная ОВЦС тактика повторения, словно мантры, слов: „молитв не было, не было, не было молитв“
».

Как видим, члены Архиерейского собора оставили и этот важнейший для спасения их собственных душ и душ их паствы вопрос без рассмотрения, одобрив деятельность патриарха Кирилла. Мы же хотим поблагодарить отца Георгия Максимова за его честные и остроумные слова. Дай Бог, чтобы побольше было людей, не боящихся открыто выразить своё возмущение деятельностью экуменистов.

Нам же всем надо руководствоваться призывом св. ап. Павла: «не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:11-17).

Вернуться к списку записей

Комментарии

Алексий Родионов
7 декабря 2017 14:04

"управление Церковью осуществляется вне апостольской традиции"

хорошо бы ещё разъяснить - что такое "апостольская традиция"? По мне так со времён Византии традиции (не догматы, а именно традиции) далеко не апостольские.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...
М.В. Назаров
Досточтимые отцы! Разумеется, создание третьей силы "против Сталина и Гитлера" в тогдашних условиях...
М.В. Назаров
Поправка. Слова, что Мит. Анастасий "не благословил, чтобы русские люди сотрудничали с Гитлером",...
М.В. Назаров
Дорогие отцы! Благословите еще раз указать на досадную однобокость Вашего анализа Второй мiровой...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Уважаемый Михаил Викторович! Христос воскресе! Нам кажутся странными Ваши обвинения, поскольку Вы...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры