В преддверии Пасхи

29 марта 2018

Христос обнимает человека

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Пришла священная пора воспоминаний Пасхи Крестной. И каждый православный обязан вновь пережить святые воспоминания страданий Господа нашего Иисуса Христа нас ради человек и нашего ради спасения. Тот, кто полагает, что евангельская трагедия закончилась в первом веке, страшно ошибается, ибо эта история продолжалась и в первом, и во втором, и в третьем веках, и в двадцатом, и ныне она разворачивается на наших глазах. Каждый из нас, хочет или не хочет, становится участником евангельской истории. Каждый из нас делает выбор.

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря.

Вот почему Церковь Православная зовет нас быть не просто зрителями, но сострадальцами Христа. В Лазареву субботу мы вспоминаем воскрешение Христом Лазаря Четверодневного, видя в этом событии прообраз и нашего воскресения. В Вербное воскресение мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим и просим Бога, чтобы каждый из нас был всегда с Ним, чтобы мы были с Ним не только когда кричат «Осанна», но и когда ревут «Распни, распни Его».

“Беседа Христа с учениками”. М.Боткин
Картина М. Боткина "Беседа Христа с учениками".

В первые дни Страстной седмицы мы вспоминаем последние наставления и пророчества Божественного Учителя. В Великую среду вспоминаем заговор членов Синедриона и предательство Иуды и молимся, чтобы Бог дал нам благодать противостоять тем архиереям и священникам, кто продолжает дело первосвященников-богоубийц. Мы размышляем над случившимся предательством, чтобы самим не оказаться в толпе новоявленных иуд.

Предательство Иуды
Предательство Иуды.

В Великий четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, установление Христом Таинства святого причащения.

Распятие Христа

Господь на Кресте

В Великую пятницу вспоминаем величайшие страдания и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Икона сошествие во ад
Икона "Сошествие Христа во ад".

В Великую субботу мы погружаемся в святые думы и молитвы, связанные с победным сошествием во ад, как победителя дьявола и смерти, Богочеловека Иисуса Христа.

И наконец, перед нами открываются врата Пасхи, Христова Воскресения. Нет ничего более радостного для верующего во Христа человека, как вновь и вновь повторять вслед за Пресвятой Девой Марией, ангелами, женами-мироносицами и всеми святыми: «Господь… воскрес из мертвых» (Мф. 28:6-7).

Дорогие отцы, братья и сестры, усилим наши молитвы, чтобы распятый и воскресший Господь наш Иисус Христос даровал нам премудрость, силу, совет и разум (Иов.12:13), дабы мы все в различных приключениях и искушениях нашего земного странствия, среди бурь этого смутного времени были истинными учениками нашего Спасителя.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Сто лет назад, в 1918 году, святая Царская семья переживала свой последний Великий пост, Страстную седмицу и Пасху Христову на этой грешной земле. Им ещё предстояло вступить на свою Голгофу. Оставалось совсем немного времени. Они достойно пронесли крест вслед за Господом и 4 июля (17 по новому стилю) соединились с Тем, Кому нелицемерно служили всю свою жизнь.

Царственные мученики перед расстрелом

Мы не знаем, будут ли для кого-то из нас Страстная неделя и Пасха 2018 года последними в этой жизни. Может быть, Господь судит ещё долгие годы странствования по житейскому морю, а может кто-то уже пристанет в свою последнюю гавань.

свежие могилы

Задумаемся, что бы мы почувствовали, зная, что ныне Плащаница с образом Христа последний раз предстанет перед нашим взором, что в скором нас ждёт не обычная встреча с Господом через молитвы домашние или церковные, а встреча лицом к лицу.

плащаница в храме

Встреча с Тем, Который умер за нас на Кресте и воскрес в третий день. Вся эта невидимая, но плотная завеса, разделяющая нас с иным миром, исчезнет. Останутся там за ней не только вечные наши оправдания, но и страхи перед сильными мира сего, ибо и они останутся там за завесой с той, материальной стороны. Эти сильные, которых так боятся люди в этом мире, в ином мире не будут иметь никакой силы, никакого влияния, а вместе с ними и наши надежды на них.

вечный огонь каждение

Тут окажется, что можно было их не слушаться, когда они требовали от нас противного закону Божьему, и не бояться с их стороны наказаний, ибо они временны. Лучше бы жить по заповедям Божиим, так как они и только они ценятся в мире ином, в мире Христа, куда мы все непременно попадём, кто-то раньше, а кто-то позже. С особенной яркостью раскроется на том свете лицемерие церковных служителей, которые, вызвавшись работать Христу, жили только для себя. Отчётливо станет видно, что далеко не все носители апостольской благодати старались подражать ученикам Господа, но более походили на Анну и Каиафу. Да и простому мирянину некуда будет деться. Тут или совесть, очищенная покаянием, или её полумёртвые останки, сожжённые прижизненным равнодушием и самоугождением.

Монастырская трапеза

Оказавшись перед светлым ликом Спасителя последует сразу же очевидный вопрос: с кем ты был в прошедшей жизни, с распинателями или с Распятым, с улюлюкающей толпой или с Божией Матерью, с равнодушным большинством или с теми немногими, которые стояли у Креста на Голгофе?

Христос на суде у Пилата

Христос на Голгофе

Почему вопрос настолько очевиден? Да потому, что увидим мы перед собой не царей и президентов, не героев и вождей, не патриархов и генеральных секретарей, а Того, Кто умер за нас. Он нас встретит.

Христос встречает верующих в Него

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Мы достигли конца Великого поста. Наступают благословенные дни Страстной седмицы или Пасхи Крестной, за которой следует славное Воскресение Христово. Но истинные православные христиане остро ощущают, что страдания Спасителя не кончились. Как две тысячи лет назад, и ныне среди тех, кто именует себя чадами и даже учителями Церкви, находятся изверги, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:6), сея губительный соблазн в неокрепших душах.

Ханс Мемлинг. Распятие, 1491
Ханс Мемлинг. Распятие. 1491.

У одних христиан святая теплота ревности оскудевает, у других направляется на изобретение различных молитвенных правил с немалой примесью суеверий и ересей, где подробно расписано, сколько и когда земных поклонов делать. Но правила эти воспитывают в человеке не смирение и всепрощение, а гордыню и осуждение.

Немало среди именующих себя православными и тех, кто, по словам свт. Филарета, митр. Московского, имея «робкое и вероломное сердце, страшась трудных путей Иисуса, едва осмеливается следовать за Ним издалека и при малейшей опасности от Его врагов, или даже по одному стыду от Его поносителей, отрицается Его с клятвою: „Не знаю человека“ (Мф. 26:72)».

В результате то Зерно, которое в эти святые дни легло в землю, чтобы принести обильный плод прощения, очищения и единения с Богом, встречает в душах людских или каменистую почву или утоптанную или заросшую сорняками. Поэтому, чтобы Божественное Зерно благодати Божией произросло в нашей душе, будем стараться возделывать почву нашего сердца искренним отвержением греха, молитвой внимательной и сердечной, понуждением себя к любви и соучастию в бедах и радостях ближних. Будем помнить и о том, что настоящий христианин – это тот, кто по подобию Христа Спасителя распинает себя мiру, принимая всё неприятное и скорбное, как посылаемое Богом, исполняя на деле то, о чем мы молимся: «сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Как Христово Воскресение последовало за Пасхой Крестной, так и участниками вечной пасхальной радости могут стать только крестоносцы.

Филарет Московский
Свт. Филарет, митр. Московский.

По словам свт. Филарета, митр. Московского, «чем неослабнее и терпеливее мы носим бремя креста нашего, тем обильнее подаются нам дары Божии, приобретенные крестом Христовым. „Якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор.1:5)“. Грешник, который от усильного креста своего переходит, наконец, к распятию себя на нем, с совершенной покорностью подвергаясь всем действиям очистительного правосудия пред лицом распятого Иисуса, вскоре услышит с разбойником радостный глас Его: „Днесь со Мною будеши в раи“. Страдание в присутствии Христа и по образу Его есть преддверие рая».

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры