Вадим Ярмолинец. Как нас отлучали от Причастия

14 августа 2016

Ярмолинец Вадим

Отлучение от святого Причастия одесско-нью-йоркским Митрополитом одесско-нью-йоркского писателя, комическим образом, – с учетом исторических масштабов действующих лиц, – напоминает отлучение Святейшим Синодом от Церкви писателя Льва Толстого. Что, однако, не мешает, процитировать из ответа Льва Толстого одну фразу о решении Синода:

«Оно (решение – В.Я.) представляет из себя то, что на юридическом языке называется клеветой, так как в нем заключаются заведомо несправедливые и клонящиеся к моему вреду утверждения».
Почему меня, Вадима Ярмолинца, секретаря Свято-Троицкого прихода в нью-йоркской Астории, с которым связаны два десятка лет моей американской жизни, отлучили от святого Причастия как опасного бунтаря и раскольника? Как в мои, пострадавшие от гнева Митрополита сообщники, попала прихожанка Лариса Янг?

Без краткой предыстории не обойтись. После ухода из жизни в сентябре 2015 года отца настоятеля Всеволода Дутикова приходской совет просил Митрополита Агафангела благословить на пост настоятеля о. Димитрия Добронравова. Вместо этого Митрополит назначил на вакансию о. Владимира Петренко из Бразилии. С этого все и началось. Позиции сторон подробнейшим образом задокументированы на приходском сайте.

В письмах и протоколах упущена одна деликатная тема, без которой картина причин конфликта будет неполной. У Митрополита в совете оказался верный помощник и, наверное, не будет преувеличением, сказать – сообщник – овдовевшая матушка Ирина Дутикова. Что их связало? Ни матушка Ирина, ни отец Владимир, ни Митрополит Агафангел этого не скрывают: если о. Владимир станет настоятелем и въедет в дом священника, матушка Ирина сможет остаться в нем до конца своих дней.

По-человечески нам понятно стремление м. Ирины остаться не просто под крышей дома, где она провела два десятка лет, но и в семье старых друзей! Петренки и Дутиковы всегда были очень дружны. Но приходской совет обязан заботиться не только о комфорте м. Ирины. Тем не менее, ей была дана возможность год оставаться в доме бесплатно, чтобы прийти в себя и спокойно решить, как и куда ей перебраться.

Так в войне с приходским советом у Митрополита появилась важная союзница. Теперь вернемся к истории об отлучении от Причастия.

Поводом для отлучения послужили мое и Ларисы Янг выступления на заседании приходского совета 23 марта 2016 года в Астории, где присутствовал Митрополит Агафангел и о. Владимир. Оба приехали в Нью-Йорк специально, чтобы сломить сопротивление совета и расчистить о. Владимиру дорогу к настоятельству. После трехчасовой баталии стороны так и не уступили своих позиций, и тогда Митрополит предложил перенести решение вопроса на ежегодное общеприходское собрание, которое должно было состояться на следующий день.

После того, как Митрополит выделил нас с Ларисой как наиболее опасных оппонентов, матушка Ирина начала кампанию за удаление нас из совета. Встретив на следущий день в храме старосту А. Горового, она сказала: «Уберем из совета Ярмолинца и Янг, и все в приходе успокоится». С этим же предложением она обращалась и к другим прихожанам.

На собрании о. Владимир без обиняков заявил, что, став настоятелем, хочет изменить состав совета так, чтобы он мог с ним работать. Заявление прозвучало почти скандально – состав совета выбирают прихожане, священник может только рекомендовать своих кандидатов.
Непосредственно перед выборами в совет м. Ирина давала команду тем, с кем у нее были доверительные отношения: «Янг и Ярмолинца вычеркиваем!»
Несмотря на эти не вполне корректные усилия, Янг и Ярмолинца переизбрали.

Важная деталь: при избрании в совет о. Дмитрий получил 56 голосов, о. Владимир – 30. При этом часть голосов о. Владимир получил через собранные м. Ириной доверенности от людей, которые за него голосовать не планировали. Они просто доверились матушке.

И вот тогда Митрополит, видимо, решил убрать нас из совета другим способом. После майского заседания Синода на его сайте «Интернет-Собор» появилась запись:
«Имели суждение о положении дел в Свято-Троицком приходе в Астории, Нью-Йорк, США.
Постановили: Имея отеческое архипастырское попечение о духовном преуспеянии нашего Свято-Троицкого прихода в Астории, предупредить членов Приходского Совета, особенно Вадима Ярмолинца и Ларису Янг, что их деятельность носит опасный для духовной жизни прихожан характер и не приносит пользу Церкви. В связи с этим напомнить им об ответственности перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Призвать их к послушанию правящему архиерею и поставленному Архиерейским Синодом настоятелю».

Объяснений того, в чем именно заключалась опасность поведения Янг и Ярмолинца для духовной жизни прихожан, в журналах нет. Но есть запись о соответствующем заседании Синода, сделанная о. Олегом Мироновым из Канады. (Он сопровождал на заседание в Одессу вл. Андроника). Сообщая о положении в Астории, Митрополит сказал, что дела в Астории наладятся только после того, как Янг и Ярмолинец будут «вышвырнуты из совета». Тогда же Митрополит охарактеризовал меня как «неверующего одесского жида». Ларису Янг Митрополит окрестил «агентом болгарского КГБ», заверив участников заседания в том, что у него есть этому доказательства.

Реакция членов Синода во главе с его секретарем архиепископом Георгием на обнародование подробностей заседания на приходском сайте была абсолютно адекватной характерам участников встречи – ни один не возопил: «Нас оболгали!» Главное возмущение и недоумение было по поводу того, кто оплатил поездку о. Олегу Миронову из Канады в Одессу?

Ах, как хочется ответить: «Как кто? Болгарское КГБ!» Но нет, не оно. Оплатили прихожане, которые отчаялись дождаться хоть одного ответа Синода на все свои призывы и тогда послали к Митрополиту своего представителя. Но Митрополит снова отказал, подтвердив, что настоятелем будет о. Владимир. 
Дальше события развивались так:

1 июня Совет обратился к о. Владимиру с просьбой отложить свой приезд в Асторию на престольный  праздник, поскольку атмосфера была накаленной, у каждого батюшки оказались, говоря футбольным языком, свои фанаты, и выяснения отношений были неизбежны.

5 июня приходской совет и совет попечителей обратились к архиепископу Андронику с просьбой вернуть нью-йоркский приход в свою епархию, из которой его забрал под свое попечительство живущий в Одессе Митрополит Агафангел. Забрал, снова – невзирая на письменную просьбу совета оставить их под омофором Андроника.   
Видимо, это и послужило поводом для того, чтобы Митрополит перешел от предостережений к карательным действиям.

18 июня в «Обращении к прихожанам Свято-Троицкого прихода в Астории», опубликованном на «Интернет-Соборе», Митрополит сформулировал три основных обвинения против бунтарей:

1) «В письме ко мне на бланке прихода от 1 июня 2016 года Вадим Ярмолинец заявил: «Мы также уведомляем Вас, что, поскольку дом священника является приходской собственностью, а не собственностью временно проживающей в нем м. Ирины (Дутиковой), Совет запретил ей принимать у себя о. Владимира Петренко» - т.е., назначенного Архиерейским Синодом настоятеля».

2) О. Владимир позвонил по телефону Вадиму Ярмолинцу накануне своего запланированного визита на Престольный праздник, и в ответ услышал обещание вызвать полицию, если он посмеет приехать, и даже угрозы своей жизни и здоровью.

3) «Меня насторожили заявления некоторых членов приходского совета, касающиеся того, что теперь жизнь в приходе, под их управлением, пойдет по-новому. Матушку Ирину они намерены из дома выселить просто на улицу...»

Далее последовали обвинительное заключение и приговор:
«Таким образом, в действиях членов приходского совета Ларисы Янг (она задает главный тон на его заседаниях) и Вадима Ярмолинца имеет место бунт против настоятеля, Правящего архиерея и Архиерейского Синода, назначившего настоятеля. То есть, открытый бунт против нашей Церкви.
Согласно 36-го Апостольского правила, за отказ принять настоятеля, противление Правящему архиерею, Архиерейскому Синоду и учинение смуты, я вынужден отлучить от Св. Причастия Ларису Янг и Вадима Ярмолинца до их покаяния. Согласно Нормальному приходскому уставу, будучи под прещением, они, на период прещения, не могут быть членами прихода».

Теперь мои комментарии по обвинительным пунктам:
1)   Письмо от 1 июля 2016 года не было личным письмом Вадима Ярмолинца Митрополиту на похищенном мной церковном бланке. Это была просьба к Митрополиту всего совета – объяснить свои оскорбительные высказывания на майском заседании Синода. За отправку этого письма проголосовали все члены приходского совета, включая матушку Ирину, которая, кажется, сама была шокирована лексикой Митрополита. По просьбе совета о. Димитрий от участия в голосовании воздержался.

2)   Я согласился поговорить по телефону с о. Владимиром по настоятельным просьбам матушки Ирины, хотя, казалось, ничего нового сказать друг-другу мы не могли. Бог мне свидетель, ни жизни, ни здоровью о. Владимира я не угрожал. После того, как прозвучали обвинения Митрополита, совет направил о. Владимиру письмо с просьбой подтвердить или опровергнуть их. Отец Владимир не ответил. Он, однако, впоследствии приезжал к м. Ирине как частное лицо и даже заходил в храм, явно не опасаясь за свою безопасность.
Тут важно добавить: даже если бы о. Владимир подтвердил слова Митрополита об угрозах, без записи этого разговора, без свидетелей, никакой суд такую «улику» бы не принял.

3)   Говоря о «некоторых членах», которые хотели выселить из дому м. Ирину, Митрополит, наверное, имел в виду снова нас – Янг и Ярмолинца. В действительности мы оба голосовали за то, чтобы овдовевшая матушка осталась на год в доме священника, не обременяя себя расходами на его содержание. Помимо этого, следует понимать, что матушке, с ее двумя дочерьми и пенсиями, улица не грозит ни при каких обстоятельствах.

Небольшая личная жалоба: хотя матушка Ирина, неоднократно признавала при людях, что ее никто не выгоняет из дому, она отказалась сказать это Митрополиту, который цинично использовал ее со всеми ее иллюзиями для расправы над нами. То же могу сказать и об о. Владимире. Когда в том самом телефонном разговоре я спросил его: почему он, человек, претендующий на роль отца-настоятеля, не защитил нас от оскорблений и клеветы Митрополита, он, как говорится, на голубом глазу, ответил: «Так я же вас не знаю!» Впрочем, сознаю, разговор не был задокументирован, поэтому, если о. Владимир скажет, что такого не было, значит не было.

Обвинение против Ларисы Янг в том, что «она задает главный тон на заседаниях совета», я прокомментировать не берусь. Наверное, логичней было бы развивать тему службы в болгарском КГБ...
Все вышесказанное дает основания сделать очевидный вывод: обвинения против меня и Ларисы Янг с последующим отлучением от Причастия, были сфабрикованы Митрополитом с тем, чтобы «вышвырнуть нас из совета», запугать этим других членов совета и добиться назначения на пост настоятеля о. Владимира Петренко, который был бы всю жизнь должником Митрополита. Еще бы – получить такой приход!

«Другим членам приходского совета я настоятельно рекомендую быть внимательными и рассудительными в своих суждениях, дабы не подменять властью административной власть духовную, и не идти вслед тех, кто, вольно или невольно, не различает эти два вида власти в православном приходе», – заключает Митрополит.

Думаю, сейчас Митрополит Агафангел не может не понимать, что с чередой прещений, – за нашими последовало лишение кафедр и отправка на покой архиепископа Андроника и арихиепископа Софрония, – темперамент ли, патологическое упрямство – занесли его чуть дальше, чем он сам бы теперь хотел. Поостыв, Митрополит пишет удрученному волной террора отцу Герману Иванову-Тринадцатому в Лион, что де решения Синода не окончательны.

Как же выйти из положения? Кризисная ситуация – налицо. Верхи больше не могут, а низы больше не хотят. У них болит голова. Они хотят, чтобы их оставили в покое.
А тут предложение Митрополита о новом экстренном собрании в Астории! И еще проект урегулирования ситуации в Северной Америке, и приглашение нового епархиального администратора, бывшего посла США в Украине Джона Хербста на встречу Митрополита с недовольными клириками Северной Америки. Упс! Так это не только в Астории им недовольны…

Два слова о себе. Меня крестили в младенчестве в храме святителя Григория Богослова и мученицы Зои в Одессе. Но в церковь я начал ходить в самом конце 80-х, открыв то единственное место, где можно найти защиту от всех неправд внецерковного мира. В 1990-х, уже живя в Нью-Йорке, наша семья начала посещать Свято-Троицкий храм в Астории. В 2009-м по рекомендации о. Всеволода Дутикова меня избрали в приходской совет. Лет пять назад стал секретарем. Всю жизнь стремился быть подальше от начальства, но церковь это другое. Когда она обращается к твоему опыту, ты отдаешь его с любовью. Ты же писатель, сказал батюшка, вот и пиши. Речь шла о протоколах. Но должность включает еще и уборку храма, и покраску туалетов, и ремонт крыши – на волонтерских, естественно, началах. Мне это нравится, ведь это мой дом.

И вдруг в этот дом врывается мой землячок Миша Пашковский. Догоняет меня со всеми теми представлениями о прекрасном, от которых я бежал 26 лет назад, со своими вездесущими жидами, агентами КГБ и прочими силами зла. Да еще с опытом лихих 90-х. Да с лексикой новой эпохи: «Та послушайте, я же тут ничего не продавливаю, я вас просто прошу понять нас».

Когда некоторые товарищи спрашивают меня: «Зачем тебе нужна эта война, брось!» Я отвечаю: «Мне не нужна война, но сколько раз в жизни я должен бросать свой дом?»

«А если он покается? – спрашивает Лариса Янг. – Мы не имеем права отказывать ему в покаянии».
Увы, я не уверен, что до этого дойдет. И проблема не в нас – Вадиме Ярмолинце и Ларисе Янг. Желающих услышать покаянные слова может оказаться больше, чем готовности принести в жертву свое «я». Тем более это уже не просто «я», это образ жизни, доход, нажитое, имидж. И Астория, это не просто вздорный приход, это – символ, это его – Агафангела – Сталинград. Сдашь его, дальше все посыпется как карточный домик. Поэтому ощущение такое, что мир нам не светит.

Но дорога к миру есть. Только она начнется, не с «экстренного» собрания в Астории или проекта урегулирования ситуации, а с простой отмены бессудных прещений, признания собственных беззаконий.
Готовы ли мы тогда, я и Лариса Янг, простить ему этот исковерканный его клеветой, манипуляциями, изматывающим писанием этих проклятых писем и диким эмоциональным напряжением год нашей жизни?

Готовы, конечно. Мы – христиане.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Любовь
14 августа 2016 11:46

Низкий поклон и спасибо брату Вадиму. Замечательный, идущий от сердца рассказ. Держитесь.

Недостойная Любовь.

позвольте !
14 августа 2016 14:26

Слукавил он все-таки. Настоятеля назначает правящий архиерей , а не приходской совет . Есть Устав Церковный и устав "корпорации" должен соответствовать ему , а не противоречить. Отлученные лица сами проявили крайнее несмирение и противление с настойчивой пропагандой против правящего архиерея и мирного существования прихода. В конце концов , чем вам не угодил о. Владимир ? От содержания вашего он отказался , места не занимает , в МП и раскол не пойдет. А не угодил тем , что не допускает бунта и раскола , чего так добиваются отлученные ( и всячески склоняют на это других прихожан). Вместо того , чтобы подчиниться решению митрополита - бунт , угроза вызвать полицию при его появлении. Это не христианское отношение , но узкоэгоистичное. В протоколах совета прочел замечание онго совета священнику Добронравову о том , что-де он "плохо траву подстригает возле храма"(!!). Помилуйте , представьте себе ситуацию , когда приходской совет Андреевского собора высказывает такие претензии настоятелю собора , св. прав. Иоанну Кронштадтскому ?! Возможно ли было такое ? А теперь сравните и поймете разницу в отношениях тогдашних и нынешних. Коль скоро священник там находится на положении "подстригателя газонов" , то какой он настоятель ?

Игорь
14 августа 2016 16:27

Я всегда относился с большим скептицизмом к различного рода " шпионским историям".

Но роль Джона Хербста в данном случае интересна. Джон профессионал высокого ранга служб США, интеллектуал и тонкий психолог. Он знает Михаила Пашковского уже много лет. Джон лучше нас с вами понимает , что Пашковский разрушает Русскую Церковь и дискредитирует её в глазах всего православного мира. Тем не менее Джон пишет письмо настоятелям приходов в Сев Америке и просит приехать на встречу с " начальником" для мирного урегулирования конфликта. Получает единодушный отказ. В Канаде и , насколько мне известно, в США Пашковского не поминают в качестве Первоиерарха и не считают его таковым. Поезд ушёл . Церковный народ отверг Пашковского, как в своё время он отверг Сергия Старгородского. И тем не менее Хербст продолжает ходатайствовать за своего старого друга. Создаётся впечатление, что деятельность Пашковского действительно ценится в определенных политических кругах США.

Джону и его коллегам следует учесть , что этот факт становится очевидным для многих верующих Зарубежной Церкви.

Дмитрий Капустин
15 августа 2016 06:50

========

Отлучение от святого Причастия одесско-нью-йоркским Митрополитом одесско-нью-йоркского писателя, комическим образом, – с учетом исторических масштабов действующих лиц, – напоминает отлучение Святейшим Синодом от Церкви писателя Льва Толстого. Что, однако, не мешает, процитировать из ответа Льва Толстого одну фразу о решении Синода:

«Оно (решение – В.Я.) представляет из себя то, что на юридическом языке называется клеветой, так как в нем заключаются заведомо несправедливые и клонящиеся к моему вреду утверждения».

========

Вадим Ярмолинец напрасно полагает, что отлучение от Церкви Льва Тольстого было несправедливым. Сам Лев Толстой писал в своём ответе Синоду на отлучение: "То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо". Ну а коли отрёкся, так отлучение - лишь констатация свкершившегося факта.

позвольте !
17 августа 2016 03:25

Игорю .( который "поезд ушел")

РПЦЗ: Шаг к преодолению раскола

16-17 августа, в монастыре ИПЦ Греции в США прошла встреча представителей Архиерейского Синода РПЦЗ Митрополита Агафангела (Председатель), Архиепископа Георгия (Секретарь) и Архиепископа Андроника при посредничестве Митрополитов Димитрия и Моисея (ИПЦ Греции). В результате этой встречи, вследствие инициативы Председателя Синода, Архиепископ Андроник аннулировал свое заявление о том, что он отказывается признавать Указы и Постановления Митрополита Агафангела, Архиерейского Собора и Синода. В свою очередь, Митрополит Агафангел отозвал Указ Синода о почислении Архиепископа Андроника на покой. Сиракузская и Канадская епархия, таким образом, вернулась к состоянию, бывшему до июльского, 2016 года, Синода. С таким решением согласился Архиепископ Георгий. Во встрече приняли участие также протоиерей Никита Григорьев и иподиакон Иоанн Хербст. Архиепископ Софроний, участвовавший во встрече в конце ее, сказал, что подумает над принятием аналогичного решения.

Ну что , товарищи заговорщики , рассыпаются ваши козни ? Ой рассыпаются ! ))

Лаодикиец
17 августа 2016 10:46

Что-то не так в информации "Позвольте !"

Будем ждать.

Козни то как раз митроп. Агафангел строит, ибо умеет.

Будем молиться, чтобы архиеп. Андроник вспомнил про свою паству.

монахъ Владимиръ
17 августа 2016 13:58

Воистину ваня хербст творит "чудеса"17го миша пашковский реабилитирует "клятвоприступника" андроника котлярова а вскоре помилует и "нетрадиционной ориентации"софрония мусиенко.Цирк-шипито с одесско-ньюйорскими клоунами!

позвольте !
17 августа 2016 16:42

Владимиру ( который монахЪ ).

Коль скоро Вы называетесь "монахъ" , а были , как я понял , иеромонахъ Хорунжий , то стало быть , признаете лишение сана от того самого Синода и Архиерейского Собора РПЦЗ ( и возглавляемого их , столь ненавистного Вам митр. Агафангела ) . А раз признаете , то чего ж клоунами называете ? Как говорится или крестик снимите или трусы оденьте , т.е. или не признавай себя лишенным сана или признавая , прекрати хулить , чтобы не сойти с ума.

монахъ Владимиръ
17 августа 2016 17:02

Но более умилительно своею "святою простотою"оказалось содержание заявления (на обратной стороне бумаги указа м.пашковского)андроника котлярова! читайте -пока не убрали на сайте ис.

монахъ Владимиръ
19 августа 2016 13:10

С праздником ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА нашего!Отцы Ижевские спаси БОГЪ что не "баните".неизвестному "позвольте"- да я бывший иеромонахъ в ненавистной тобой мп откуда я в2012году ушёл по причине хорошо известной савицкому пашковскому и мусиенко.сана меня лишил гундяев по заявлению максимилиана лазоренко бывшего "администратора" Вологодской епархии мп.по делам моим и такое решение священноначалия мп-признаю .а вот манипуляции "катакомбного епископа" савицкого не отличающего пресвитерской хиротонии от херотесии произведенные над моею совестью категорически не признал с самого начала и об этом неоднократно извещал в том числе и софрония мусиенко:в пашковском цирке под вывеской рпцз(а)я как статист а не в священнеческом сане пребывал до своего раскаяния не долго.пашковского и его т.н. синод и его смехотворные указы и "прещения" ни во чтоже вменяю поскольку вся эта "епископская братва"представляет из себя с самого начала-2008года-авантюристов и аферистов жидовского разлива. а тебе желаю г-н "позвольте"трезвого ума и доброго душевного здравия!твои некоторые "коменты" на сайте Ижевских отцов свидетельствуют об обратном.

позвольте ! о. Никандр
26 августа 2016 18:09

Под ником позвольте пишет о. Никандр

На сколько известно вл. Андроник отозвал свою подпись под поспешным и не доконца обдуманным "документом".

Игорь
27 августа 2016 15:10

Да это произошло в понедельник .

Резолюция собирания Сиракузской епархии будет опубликована на днях.

Началась подготовка к созыву Всезарубежного Собора.

Павел
28 августа 2016 00:09

Хочется заметить, что изменение ника "позвольте" на человеческое имя Никандр, повышает цену высказывания данного юзера, а буковка "о" - наполняет почтением к нему.

Но, друзья, м.б., слово "iерей" - более уместно в самоназвании при обозначении священства?

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры