Указ первоиерарха РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела (Пашковского), подписанный 16 августа и снимающий прещение с архиепископа Андроника (Котлярова), управлявшего приходами этой Церкви в США и Канаде, – замечательная иллюстрация того, как работает одесский Синод РПЦЗ(А). Ведь прещение наложил весь Синод. Стало быть, реально решения там принимает один председатель, остальные лишь поддерживают его (как правило, единодушно, реже – с незначительными оговорками для демонстрации свободомыслия).
Указ являет собой сплошной административный и юридичекий нонсенс. Первая очевидная нестыковка в том, что Митрополит издает постановление о восстановлении положения в Канадской и Сиракузской епархиях РПЦЗ(А), каким оно было до последнего заседания Архиерейского Синода 19-20 июля, и в то же время назначает проведение общих проходских собраний в Астории и Вэлли-Коттедж для самостоятельного выбора прихожанами епархий (то есть, на самом деле, правящих архиереев – Агафангела или Андроника). Но Свято-Сергиевский приход в Вэлли-Коттедж до постановления Синода 19-20 июля и так принадлежал Сиракузско-Никольской епархии архиепископа Андроника. Зачем же там проводить собрание? Чтобы заставить понервничать?
Далее: имеет ли Митрополит право единолично отменять коллективное решение Синода? Теперь очевидно, что да, и это много говорит об умелом подборе кадров этого высшего церковного учреждения.
Разрешил ли указ о примирении те проблемы, которые привели к конфликту? Нет. В указе о них – ни слова. Прещения не сняты ни с российского архиепископа Софрония (Мусиенко), ни с двух асторийских (Нью-Йорк) прихожан. Вопрос о каноничности перевода асторийского прихода из епархии архиепископа Андроника в митрополичью епархию тоже не решен.
Хотя прещение с архиепископа Андроника снято, непонятно – было ли оно изначально легитимным. Если да, то выходит, что канонические нарушения в РПЦЗ(А) позволительны, если только они совершаются с согласия Митрополита. А если согласия Митрополита нет, то на этот случай есть папка с компроматом, и она будет пущена в ход при первой же попытке бунта. Подобает ли архиереям внутри одной Церкви, да еще и претендующей на истинность и особую каноничность так выстраивать отношения друг с другом?
И еще вопрос: если целью этой договоренности было восстановление мира, тот как Митрополит, будчи полноправным владельцем сайта «Интернет-Собор», мог позволить публикацию на нем 17 июля письма иеромонаха Никандра, которое представляет собой поток самой низкопробной брани в адрес архиепископа Андроника? И это не реплика, которая быстро потеряется в потоке комментариев, это объемный текст под копией заявления архиепископа Андроника о признании им власти Синода и, приходится предположить, оно в полной мере передает личное отношение Митрополита к «необразованному, тупому и прожорливому монаху». Тот, отметим на всякий случай, говорит, как минимум, на пяти языках. В отличие от Никандра, который, судя по его активной лексике, свое образование получил на улице.
Подведем итог. Митрополит Агафангел вернется в Одессу и доложит Синоду о сделанном им первом шаге к уврачеванию нестроения – он снял прещение с архиепископа, который обещал впредь его слушаться. Что не решило ни одной из проблем, тревожащих клир и мирян РПЦЗ(А) в Северной Америки.
В ходе этого визита Митрополит также получил возможность убедиться в личной преданности американской паствы. В проповеди, завершившей первую службу в новом «синодальном доме» под Нью-Йорком, он призвал слушателей стоять с ним в правде, даже если их останется всего 12. Сколько их стояло перед ним в то утро – видеосъемка не отразила, но говорят – вдвое меньше. Те же, кто не захотел сняться в этом кино, ждут Всезарубежного Собора и суда над главой своей Церкви.
https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=121707
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий