Вечная память...

5 декабря 2011
Рубрика

Borodinli

25.11.2011 – Скончался писатель Леонид Иванович Бородин.

"Третья правда" – это Первая Правда Христа

Леонид Иванович Бородин (14.4.1938–25.11.2011) родился в Иркутске в семье учителей. Фамилия Бородин – от отчима. Родной отец был прибалтом, репрессированным в СССР. В 1956 г. учился в школе милиции в Елабуге, которую бросил, затем на историческом факультете Иркутского университета. После первого семестра в 1957 г. был исключен из комсомола и университета за инакомыслие. Работал в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. В 1962 г. окончил заочное отделение педагогического института в Улан-Удэ. Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро (Бурятия), затем в деревне Серебрянка Ленинградской области.

В 1965 г. Бородин вступил в подпольную антисоветскую организацию "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (ВСХСОН), что стало переломной вехой в его жизни. ВСХСОН был создан в Ленинграде в феврале 1964 г. и до его разгрома в феврале 1967 г. насчитывал 28 членов и 30 кандидатов в разных городах СССР. ВСХСОН ставил целью свержение власти КПСС и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций. Программа ВСХСОН, отрицавшая как коммунизм, так и западную либеральную демократию, содержит много ценных идей, не устаревших по сей день. В основном организация занималась изучением эмигрантской философской литературы и вербовкой членов; была раскрыта в результате предательства. Руководители были приговорены к длительным срокам заключения. Бородину как рядовому члену дали 6 лет.

Часть срока Бородин отбыл во Владимірской тюрьме, переведенный туда из лагеря за участие в борьбе политзаключенных. В заключении Бородин начал писать стихи, после освобождения (18 февраля 1973 г.) обратился к публицистике и прозе. Свои лагерные впечатления выразил в повести "Правила игры" ("Грани". 1986, № 140). Его тексты распространялись в Самиздате, в частности публиковались в патриотическом журнале "Вече" В.Н. Осипова; после его разгрома Бородин стал издавать свой национально-православный журнал "Московский сборник". Однако в апреле 1975 г. третий выпуск был конфискован и журнал был удушен чекистами.

Из Самиздата работы Бородина передавались в эмиграцию и регулярно печатались в издательстве "Посев" (Франкфурт-на-Майне) – как в журналах ("Грани", "Посев"), так и в виде книг, которые также переводились на иностранные языки. Первой такой книгой стал сборник рассказов "Повесть странного времени" (1978), затем вышла повесть-сказка "Год чуда и печали" (1981, в австралийском филиале издательства), "Третья правда" (1981), перед самой перестройкой – "Расставание" (1984) . Последняя книга была опубликована (сначала в журнале "Грани"), когда автор уже снова был в заключении...

13 мая 1982 г. Леонид Иванович был (при правлении Андропова) повторно арестован. Обвинение было предъявлено по ст. 70 ч. 2 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда", рецидив). ТАСС сообщил, что Бородин«в течение многих лет вел незаконную деятельность... хранил и распространял работы, содержащие клевету на советский государственный и общественный строй, переправлял на Запад по нелегальным каналам собственные клеветнические произведения, которые публиковались в издательстве НТС "Посев" и незаконно ввозились назад в СССР для распространения».

С 16 по 19 мая 1983 г. в Москве проходил "суд". В защиту Бородина выступили член-корреспондент Академии наук СССР И.Р. Шафаревич, писатель Г.Н. Владимов, известный патриотический деятель В.Н. Осипов, однако их заявления на суде не были оглашены. Перед зданием суда стояли друзья и иностранные журналисты. Приговор своей жестокостью удивил всех: 10 лет заключения и 5 лет ссылки.

Это были попытки нового генсека Андропова "закрутить гайки" и расправиться со всем оппозиционным движением, причем, как свидетельствовал тогда даже писатель-еврей Г. Владимов, «главным объектом гонений становится так называемая "Русская партия" – круг людей разных профессий, не одних лишь гуманитариев, но ярче, наглядней всего представленный именно литераторами, писателями-"деревенщиками"... они действительно много сделали. Они хотели пробудить память России, вернуть ей ее историю, они боролись за восстановление духовных ценностей, во многом способствовали пробуждению религиозного сознания... они очень дружны: скажем, в проблеме охраны природы, сейчас – против новомодной идеи переброски вод северных рек на юг. ... "Русская партия" проросла в различные слои общества... Среди военных – в основном, старшего офицерства: майоров, подполковников, полковников, – есть люди смело мыслящие, которые понимают необходимость исполнения своих национальных задач, угнетены тем, что нет сейчас в России руководящей национальной идеи».

Владимов охарактеризовал и самого Леонида Ивановича: «В Леониде Бородине я вижу удивительное единство человека и писателя, благородного человека и честного, безкомпромиссного писателя. Бывает часто, что писатель непохож на свои книги, говоришь с ним – как будто с другим человеком, не с тем, кого читал. В Бородине я сразу узнал автора его книг – романтичного, простодушного и в то же время пытливого и твердого в своих убеждениях. Он даже гебистам сумел внушить уважение к себе – что, впрочем, не помешало им, а может быть, и сподобило отвалить ему "на всю катушку". Сильного противника – не жалеют! Он, и правда, способен внушить к себе уважение буквально с первого взгляда... интересное, волевое лицо, этакий капитан дальнего плавания, во всем облике что-то капитанское. Когда такой на мостике стоит – можно в кубрике спать спокойно, ничего с кораблем не случится. ... Это очень серьезный, глубокий человек, с обширными знаниями в истории, в социологии. Помнится, говорили с ним о Второй мiровой войне, о ее последствиях для России, – оказалось, он бездну мемуаров перечитал, и наших, и немецких генералов. В более отдаленные времена, в XIX век, я уже не решался пускаться – там наш диалог прекращался, оставался только его монолог».

Русская эмиграция, и НТС в частности (ему принадлежал "Посев"), всегда пыталась создать преследуемым в СССР людям хоть какую-то защищу гласностью. Имя Бородина (наряду с Осиповым и Огурцовым) у нас всегда стояло на первом плане. По инициативе НТС такие политзаключенные объявлялись членами ПЕН-клуба (в этом очень помог глава французского ПЕН-клуба внук российского премьер-министра П.А. Столыпина Дмитрий Столыпин, отец которого, Аркадий Петрович, входил в руководство НТС и в редакцию "Посева"). Почти одновременно со вторым арестом Бородину была присуждена французским ПЕН-клубом литературная "Премия Свободы" – за мужество.

В те годы в русской эмиграции были и другие издательские центры, например, экуменически-православное издательство ИМКА-Пресс в Париже, с которым в эмиграции сотрудничал А.И. Солженицын. Однако Бородин оставался верен "махрово-антикоммунистическому" "Посеву", что, вероятно, усугубило суровость приговора. Печатаясь в этом издательстве НТС и в общем разделяя его социал-христианскую идеологию (родственную ВСХСОН), Бородин, однако, довольно скептически относился к "революционной" стратегии НТС, верно отмечая в этом «эффект нетерпения»: нежелание понять, что «Россия обречена не на [революционное] "событие", а на "процесс"» (Бородин Л. К русской эмиграции // Вече. Мюнхен. 1984. № 15).

Леонид Иванович был освобождён из заключения в 1987 г. с сильно подорванным здоровьем – и оно стало для него серьезной проблемой на всю дальнейшую жизнь. Однако к общественно-политической деятельности несколько охладел (хотя в 1995 г. принял участие во встрече у А.В. Руцкого для создания Социал-Патриотического Движения "Держава"), главным в его жизни стала литература. В 1992–2008 гг. он главный редактор литературно-публицистического журнала "Москва", с сентября 2008 – его генеральный директор. Под руководством Бородина журнал стал флагманом русской православно-патриотической литературы и публицистики, уделяя основное внимание проблемам культуры, идеологии, государственности. О постсоветском государстве РФ приведем его слова: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые – едва ли».

В эти годы Леонид Иванович опубликовал художественные произведения: "Женщина и море" (1988), "Божеполье" (1993), "Ловушка для Адама" (1994), "Царица смуты" (1996, историческая повесть о Марине Мнишек), "Без выбора" (2003, автобиографическое повествование), "Посещение" (2003). В основу всего творчества Леонида Ивановича Бородина положены проблемы конфликта нравственности и безнравственности в современном мiре. Обнажая эту проблематику еще в годы советской эпохи, писатель внес немалый вклад в освобождение нашего народа от богоборческого марксистского режима.

Разумеется, не все противники коммунистического строя были одновременно и патриотами-созидателями. Например, в статье о Бородине В.Н. Осипов напоминает, что у писателя-диссидента Александра Зиновьева есть книга "Зияющие высоты", описывающая СССР как "Ибанию" и живших в ней "ибанцев" – злобных, порочных по природе ублюдков, ненавидящих все человечество. Впоследствии этот критик "ибанцев" заявил, что все противники советского режима «метили в коммунизм, а попали в Россию». Бородин категорически отвергает подобную чушь: «Кто куда метил, тот туда и попадал»...

+ + +

Работая в "Посеве", я, конечно, имел самое непосредственное отношение к изданию и распространению книг Бородина, писал о них рецензии, говорил о них в публичных выступлениях, всегда имел их в багажнике автомобиля для раздачи советским туристам, артистам, шоферам "Совтрансавто" (база их ночлега была недалеко от "Посева"). И, как уже сказано, фигура Бородина была, образно говоря, в "святцах" нашего круга эмиграции.

Поэтому я с большим вдохновением отправился на первую встречу с Леонидом Ивановичем, было это где-то в конце 1980-х гг. (или в начале 1990-х?) в Мюнхене, куда он приехал, чтобы консультировать кинематографистов на съемках фильма по его байкальской повести-сказке "Год чуда и печали". Предварительно Бородин побывал во франкфуртском "Посеве", где в чем-то не нашел общего языка с директором и был этим разочарован. К тому времени я уже ушел из "Посева", но, видимо, оставался в глазах Леонида Ивановича энтээсовцем, которого ему в "Посеве" рекомендовали как переводчика. К тому же это был первый выезд Бородина на Запад, и Леонид Иванович чувствовал себя не в своей тарелке, был как-то похож на настороженного, необщительного зэка. В общем, откровенного общения тогда не получилось, хотя я сказал, что полностью разделяю его мнение об "эффекте нетерпения" в НТС, что именно поэтому мне там стало скучно и я решил помогать "Русской партии" как независимый журналист.

Уже в Москве при его редакторстве в одноименном журнале, были более серьезные, дружественные встречи и беседы. Журнал опубликовал немало моих работ, в том числе первый журнальный вариант книги "Кто наследник Российского престола?" (1996, № 4). Затем издательство журнала "Москва" согласилось стать генеральным распространителем книг моего издательства "Русская идея" – несмотря на некоторые разногласия в церковном вопросе (я оставался прихожанином РПЦЗ с соответствующим отношением к политике МП). Так же и в "еврейском вопросе" позиция Леонида Ивановича была несколько своеобразна: он предпочитал видеть в этом только социально-политическое явление со всеми его негативными для России последствиями, без привлечения религиозного уровня и темы антихриста. Как и Солженицын.

В разговорах и публикациях на такие темы в чем-то он был вообще очень схож с прагматичным Солженицыным. И хотя Бородин опубликовал мою полемическую статью к возвращению Солженицына, скорее в "русском вопросе" он был согласен с его критериями. В 2002 г. Бородину была присуждена литературная премия Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды». Эта оценка творчества Леонида Ивановича Бородина совершенно справедлива.

Земная жизнь нам дана как испытание для подготовки к вхождению в Царствие Божие. Раб Божий Леонид достойно направил свой жизненный путь на поиск именно такой русской "третьей правды" между советским и западным вариантами царства антихриста – которая раскрывается как Первая Правда Христа.

ПС. При написании этой статьи пытался воспользоваться биографическими статьями о Л.И. Бородине в интернете, однако практически везде присутствует много разночтений и неточностей, особенно в библиографии его работ. Часть из них выявил и устранил благодаря своей "посевской" библиотеке. Буду благодарен за указания на другие погрешности.

Михаил Назаров.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Людмила
5 декабря 2011 20:18

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, прости его прегрешения и даруй ему Царство Твое Небесное!

р.Б.вячеслав
5 декабря 2011 21:20

Да вечная память. . "У ЧЕРТЫ ВЕЧНОСТИ" (Жизнь после смерти) р.Б.Елена из Вологды 3 клинические смерти пережила ныне покойная Царствие ей Небесное.

http://www.youtube.com/watch?v=yVMKsxNYQw4 (часть 1)

Тот же фильм на 3 часа.

http://www.youtube.com/watch?v=QvsOJmMFgv8

Солдаты, которые воевали в Чечне и погибли, почти все попали в Рай кроме офицеров, которые их предавали. Есть над чем задуматься. И ИНН нельзя было брать?

Елена
7 декабря 2011 04:11

Вечная память, Царство Небесное и Вечный Покой новопреставленному рабу Леониду подай, Господи!

виталий
8 декабря 2011 21:26

Упокой ГОСПОДИ Печальника земли Русской раба твоего ЛЕОНИДА! P/S.Спаси ГОСПОДИ за статью МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ и ВАМ ОТЦЫ.

М. Назаров
22 декабря 2011 08:51

На сайте СРН была еще опубликована статья В.Н. Осипова о Бородине:

http://srn.rusidea.org/?a=30034

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры