Верный Богу, Царю и Отечеству
8 августа 2011
Рубрика
Обращения
Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии Царства Польского 28 декабря 1867 года. По окончании Холмской духовной семинарии Василий в 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Амвросий был назначен заведовать Катехизаторским миссионерским училищем на Алтае. Впоследствии служил начальником Корейской духовной миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской духовной семинарии.
В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909 года он епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 14 февраля 1914 года – еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии.
Занимая Сарапульскую кафедру, св. еп. Амвросий активно боролся с пьянством. Он организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, являлся инициатором проведения празднеств трезвости.
Одно из них, по сообщению «Вятских епархиальных ведомостей», началось 21 июня 1914 года в Ижевском Александро-Невском соборе, куда Владыка прибыл в час дня при красном звоне соборных колоколов. «В притворе храма Владыка был встречен приветственной речью маститого о. протоиерея Успенского при массе собравшегося в храм духовенства и народа. Совершив молитву, Преосвященнейший Амвросий обратился к присутствующим с речью, в коей между прочим сказал, что он намерен открыть в заводе при Покровской церкви (при Ижевском соборе общество трезвости есть) общество трезвости, и выражал надежду, что жители Ижевска откликнутся на его призыв.
Вечером в Александро-Невском соборе было торжественно отслужено всенощное бдение по Уставу, причём сам Владыка читал шестопсалмие и совершал помазание молящихся елеем.
На другой день Преосвященнейший Амвросий служил литургию в Покровской церкви. Огромный храм только что подбеленный внутри, был полон молящихся. Владыка, любящий церковное благочиние, сам следил за порядком, сам давал указания сослужащему духовенству. И богослужение было совершено действительно «благообразно и по чину», весьма торжественно и стройно. Звучный голос Владыки, его представительная фигура, обилие духовенства, стройный хор певчих, выдержанное и отчётливое произношение протодиаконом ектений, - всё это производило сильное чарующее впечатление на молящихся.
После литургии Владыка Амвросий в сослужении всего духовенства вышел на обширную церковную площадь, куда собрались хоругвеносцы с знаменами и иконами из всех Ижевских церквей и множество народа. По обхождении крестным ходом кругом храма, Преосвященнейший Амвросий взошёл на приготовленное ему возвышение и обратился к народу с импровизированным словом (см. ниже), в котором показал погибельность пьянства и призывал к трезвости. Могучий голос Владыки разносился по всей площади. Его огненное слово вызывало у многих слёзы на глазах. Крепко-крепко запало то слово в сердца и умы всех слышавших его! Окончив слово, Преосвященнейший Амвросий предложил верующим помолиться о спасении всех погибающих от пьянства и об успехе трезвенного дела, после чего им был отслужен установленный на сей случай молебен.
Так было положено начало новому обществу трезвости в Ижевском заводе.
Доброе семя Владыка посеял… Кто-то его взрастит и польет? 1
Слово о погибельном пьянстве, произнесенное еп. Сарапульским Амвросием при открытии Общества трезвости в Ижевском заводе.
Многие умные, образованные и ученые люди говорят, что «лучшая учительница жизни – история». Согласимся и мы с этим положением и посмотрим, чему учит нас наша история, история нашей родной страны, история Государства Российского. Вспомним, братие, каким ужасным бедствиям, каким несчастиям подвергалось наше многострадальное отечество. Вот, в начале 13 века, как чёрная туча, как саранча, налетела на Русь злая татарщина. Великое горе постигло наших предков. Трудное время настало для них, много слёз было пролито. Много обид перенесено. Татары разоряли целые области, отнимали жён и детей, ругались над храмами Божиими. Прошла эта напасть.
И опять в конце 16 и начале 17 века новое бедствие постигло матушку Русь. Настало в ней смутное время. Настало безначалие, когда разные проходимцы-самозванцы садились на русский престол, когда поляки главенствовали в Москве. И это время прошло.
Но в начале 19 века новая беда разразилась над нашей родиной. Появился тогда на мировой сцене человек огромного самолюбия, дьявольской гордости. Который задался целью покорить к своим ногам весь мир. Много царств и государств было им уже завоёвано, но была ещё не побеждена Россия. И вот этот гордец с огромными полчищами устремляется в Россию. Сколько горя, сколько крови и слёз было тогда пролито на Руси. Но мы прогнали и этого врага. Наконец, совсем недавно, на нашей же памяти опять постигло родину нашу несчастие. Это было новое смутное время, когда шайка революционеров захотела свергнуть наше Правительство, когда эта банда разбойников восстала против Боговенчанного Русского Царя.
Нужно ли говорить вам, сколько всяких других бедствий постигло нашу родину? Каких только не перенесла она – матушка бед и скорбей! И голод, и войны, ужасные ураганы и землетрясения, чума и холера, наводнения и засухи, и всевозможные стихийные бедствия неоднократно посещали Русь.
Но самым страшным и грозным, самым ужасным бедствием для нашей родины было и есть пьянство. Ни чума и холера, ни кровопролитные войны, ни другие беды не погубили столько русского народа, как этот вскормленный взлелеянный самим народом русским порок. Нельзя представить себе всего того опустошения, которое производит в мире пьянство.
Не говоря уже о России, о всей нашей стране, вспомните только, - сколько жертв пьянства было в вашей веси. Вспомните, сколько умерло у вас людей от опоя, умерло скотскою, безобразною смертью, валяясь в грязи и блевотине! Сколько утонуло, сколько замерзло и сгорело людей в пьяном виде! А сколько было убито и искалечено пьяницами других людей!
Ведь в то время, как все люди обязаны беречь жизнь ближних, обязаны помогать им в беде – тонущих спасать из воды, вытаскивать гибнущих в огне и пр., в то самое время пьяницы колют и режут, грабят и убивают мирных людей.
И кто из вас, стоящих здесь, может с уверенностью сказать, что он не погибнет от руки пьяного злодея? Увы, никто!
Пьянство, как ужасная болезнь, поражает нашу родину, высасывает все её соки, поедает все её достатки, пожирает её богатства.
В одной только вашей веси какие громадные деньги, не говорю тысячи рублей, а десятки и сотни тысяч рублей ежегодно приносятся в жертву этому идолу, ежегодно пропиваются.
Пьянство расстраивает семейную и общественную жизнь. Сколько горя несёт оно с собой! Сколько слёз заставляет проливать!
Велико и многоводно ваше озеро, широка и глубока Кама, около которой мы живём! Но если бы собрать все слёзы, которые были пролиты когда-либо из-за пьянства, то, думаю, составилось бы из них озеро, большее этого, и река, большая, чем Кама.
Вообще, пьянство губит нашу родину, губит телесную и духовную мощь России, губит и тело, и душу русского человека, вытравляя из него всё доброе, чистое, святое.
Пришлось мне недавно при посещении Сарапульской тюрьмы видеть двух душегубов из вашего селения, вырезавших целую семью из пяти человек в с. Июльском Сарапульского уезда. Один из них, действовавший под влиянием своего злого товарища, горько плакал и каялся в своём преступлении. А другой, главный виновник преступления, был совершенно спокоен, ничуть не раскаивался в совершённом злодеянии и вовсе не считал себя особенно грешным. Ведь это ужас! Вот до какого озверения доводит пьянство; вот какие ужасные лица живут среди вас! неужели вы по-прежнему готовы лишь смеяться при виде пьяного безобразника?!
Не смеяться нужно, а плакать, горько плакать о том – до какого ужасного состояния вы дошли. Вы так привыкли к пьянству, что вас уже не возмущает пьяная ругань пропойцы, его ужасное сквернословие, его отвратительная шатающаяся фигура, его, наконец, преступления. Вы спокойно терпите все пьяные безобразия. А между тем, если мы опять обратимся к истории, то окажется, что в древнее время люди не так спокойно равнодушно относились к пьянству, как относимся мы. В некоторых государствах древности были строгие законы против пьянства, например, запрещалось употреблять вино до 30-летнего возраста, а иногда запрещалось совсем; за преступления, совершённые в пьяном виде, налагалось двойное наказание – и за преступление, и за пьянство.
У нас же пьянице во всем снисхождение; пьяницу все извиняют и оправдывают; пьянице у нас полная воля – твори, что хочешь! Пьянствовать у нас можно с самых ранних лет!
Что же удивляться огрубению наших нравов? Что удивляться тому, что жизнь человеческая стала у нас дешевле жизни животных?
Это в порядке вещей. Пьянство всегда влечёт за собой преступления; за пьянством всегда следуют разнузданность и нечестие.
Но бойтесь этой разнузданности, этого нечестия!
Бог терпит долго, но и наказывает сильно. «Долго ждёт, да больно бьёт». Не так давно страшное землетрясение разрушило нечестивый город Мессину. Не осталось там камня на камне. В одну минуту прекрасный и благоустроенный город был превращён в груду развалин.
Бойтесь, чтобы и вас не постигло подобное же бедствие, чтобы и под вами не разверзлась земля и не поглотила всё ваше селение и всех вас.
Не испытывайте Божьего долготерпения!
Образумьтесь! Покайтесь! Исправьтесь!
Горькими слезами омойте свой грех пьянства!
Бросьте пьянство!
Бросить пьянство? Это легко сказать, да не так-то легко исполнить.
Въелось это проклятое пьянство во всю нашу жизнь. Проникло собою весь обиход нашей жизни. Без него не обходится у нас ни одно более или менее важное событие – личное, семейное и общественное.
Не сразу с ним развяжешься! Много нужно времени, много и трудов, чтобы избавиться от пьянства.
Вот мы сказали, что «история – лучшая учительница жизни». Чему же учит нас история? Какие преподает нам уроки? Когда постигало Русь тяжкое бедствие, когда шли на неё враги, когда эти враги разоряли Россию, когда мера терпения истощалась, тогда русские люди сплачивались между собою, соединялись в дружины и полки и шли на врагов. Благодаря лишь этой сплочённости и удавалось им избавиться от врагов – и от татар, и от поляков, и от французов. И для борьбы с какой-либо губительной болезнью люди соединяются в отряды, дружно борются с ней и не дают ей широко распространиться. Даже при стихийных бедствиях люди организуют общественную помощь, устраивают союзы и кружки, и делают последствия их (бедствий) не столь тяжёлыми.
Также и здесь. Также и для борьбы с пьянством нужно людям соединиться между собой, нужно образовывать общества и братства трезвости. Пусть они устремятся на главного врага нашей родины – пьянство, и прогонят его! Только они, только общества трезвости и могут сделать это; только они могут избавить Русь от заклятого врага – пьянства.
Я знаю, что среди вас немало людей совершенно трезвых. Они первые пусть и вступят членами в общества трезвости. Они, трезвые, страдают от пьянства других, пусть же они первые и восстанут против пьяного засилья. Никто не должен отнекиваться. Все должны встать на защиту отечества. Отечество в опасности!
Все вы, кому дорога родина, идите под сень Святых храмов Божиих, встаньте под Знамя Креста Христова, подчинитесь духовному руководству пастырей ваших, спешите записаться в общество трезвости.
Кому слово Архипастыря вашего запало в душу, не откладывай доброго намерения, скорей вступай в общество трезвости.
Возстани спяй, воскресни от мертвых и освятит тя Христос!
Аминь 2.
***
Еп. Амвросий, будучи горячо любим паствой, смело обличал общественные пороки, активно боролся с распространением сектантства. По его почину проводились миссионерские курсы для духовенства и мирян для более успешной борьбы с сектантством. На этих курсах разбирались заблуждения сектантов в области вероучения, и им давалась оценка с точки зрения Православной веры.
С началом войны с Германией в 1914 году сщмч. Амвросий призывал в многочисленных патриотических проповедях к сплочению всех сословий для защиты Родины. В частности он говорил: «Но, несмотря на весь ужас, грохот пушек и потоки крови, война с немцами принесла многия благодеяния: объединила и воодушевила все русские партии вплоть до революционеров, очистила огнём и кровью семейную жизнь, осквернённую раздорами и ссорами… Великие княжны наравне с другими работают, не покладая рук, а столбовые дворянки, забывши негу, нередко бродят с опасностию для жизни по полям сражений и отыскивают искру жизни и стараются зажечь её» 3.
Еп. Амвросий, как и подобает настоящему русскому епископу, ревностно заботился о поддержании народной нравственности, в том числе и в Сарапульской Городской думе. Приводим выдержку из заседания Думы 21 января 1916 года, посвящённого появившимся в кинотеатрах развратным кинокартинам.
«Открывается заседание около 7 ½ час вечера. Гласных 21 чел… Представителем от духовного ведомства пожелал быть пр. Амвросий. Пред началом епископ поёт молитву «Царю Небесный». Оглашается ходатайство епископа о воспрещении в предпраздничные дни сеансов кинематографов и других увеселений. Епископ указывает, что на картинах проповедуются убийства и разврат. Дети, посещающие кинематографы, развращаются. Хороших картин вовсе нет. Кричать об этом зле нужно, говорит епископ.
Отланов: Правда, картины в кинематографах идут развращающие. Но, что же выходит. В предпраздничные дни их демонстрировать воспретим. А в праздники и в будни, стало быть, можно. Значит, пусть развращаются. Нет, нужна борьба в более широком масштабе. Нужно просить установить за картинами строгую цензуру, а пока такая цензура не установлена, просить губернатора вовсе не разрешать постановку дурных картин. Но мне кажется, не будет вреда, если на научную или историческую картину человек пойдёт смотреть и после всенощной.
Еп. Амвросий: Всей душой я присоединяюсь к ходатайству, чтобы дурные картины вовсе не появлялись в свет, но я и против развлечений в предпраздничные дни. Эти дни – начало праздника, установлены они для молитвы. Молитва и развлечение одно с другим не совместимы. Кто собирается на картины, у того другое настроение; ко всенощной он не пойдёт. Потом устраиваются разные вечера. Господа, будем откровенны. Эти вечера посещают люди семейные, с жёнами, детьми. Для вечера женщина считает нужным принарядиться. Всенощная оканчивается в 9 час., а в 9 же начинается вечер. Конечно, ко всенощной такая женщина не пойдёт, другое у ней на уме: когда же она успеет к вечеру приготовиться.
С.И. Бодалёв: Если и после всенощной на хорошие картины или на разумное развлечение кто пойдёт, мне кажется, - это полезно. А если после всенощной от нечего делать пойдёт в гости или куда-нибудь хуже.
Еп. Амвросий. Знаете Вы, что такое праздник? По церковному уставу, христианин, пропустивший без посещения храма сряду 3 праздника, временно, впредь до исправления, должен отлучаться от церкви. Вам это не страшно, но кто знает христианские законы, тому страшно. Вы говорите о полезных и хороших развлечениях, как будто не знаете, что танцевальные и другие вечера именно проходят под благотворительным или просветительным соусом.
В.Ф. Ныров. Вопрос очень серьёзный. Предпраздничные дни – одна сторона, но есть и другая сторона. Вопрос необходимо разсмотреть в комиссии. Нырову докончить не дали.
Еп. Амвросий. У Вас дети есть?
Ныров немножко молчит, потом выпаливает вдруг: «Конечно, есть».
Еп. Амвросий: Странно тогда, что Вы этот вопрос, который касается блага всех христиан, хотите похоронить в комиссии.
Стрельцов: Говорят о цензуре картин. Цензура и сейчас есть. Одна картина, например, в декабре не может идти в Сарапуле, а в мае может. Важно то, кто будет цензором. Потом. Выпишет театр картину, сарапульская цензура не пропустит, выпишет другую, - опять не пропустят. Будут огромные убытки. Это же ненормально. Необходима общая цензура картин еще на фабриках, а не на местах.
Тюнин: От станового пристава да от исправника зависит разрешение на демонстрирование картин.
Отланов просит не делать ограничений «Соединенке».
Еп. Амвросий: Простите за вопрос, а Вы у всенощной частенько бываете?
Отланов: Бываю.
Еп. Амвросий: Если бы чаще ходили, не было бы желания посещать «Соединенку».
Дальше начинается обычная неразбериха, говорят все разом. Ф.Н. Смагин ратует за спектакли Общества Трезвости, которые нельзя де воспрещать ставить по субботам. Тюнин тоже говорит о будущем Народном Доме. Курбатов кричит: «Где у нас дом-то? Значит нечего и рассуждать». Ему отвечают, что Народный Дом будет. Ныров ловится за путаницу и говорит: «Видите, запутались! Прав я был, предлагая вопрос передать в комиссию».
Еп. Амвросий: И спектакли бывают хорошие и сомнительные. Но верно, что развлечения в предпраздничные дни позорят русскую землю. Города и селения просят прекратить это зло. Пора и нам.
Дума постановила просить губернатора об установлении строгой цензуры за картинами, разрешать только хорошие и о воспрещении всякого рода увеселений в предпраздничные дни после 6 час. вечера. По предложению Ильинского сделано исключение для народных чтений, научных лекций и прочих, которые можно организовать когда угодно» 4.
Как видно из приведённого протокола заседания Городской думы, в органах управления к тому времени появилось немало тех, кто поверхностно относился к вопросам христианского благочестия. Владыка Амвросий не уставал будить их уснувшую христианскую совесть. За обличение злоупотреблений губернской администрации, а также местных «купцов-толстосумов», которые носили только имя христиан, св. владыка Амвросий имел столкновения с представителями местных властей. В горячих проповедях сщмч. Амвросий обличал и те силы, которые, как он считал, стремились к разрушению России. В день Сретения Господня 1916 года после литургии он, в частности, говорил: «Цель жидо-масонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, шатать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нравственности во всех её формах и видах…
Эта же война также на руку жидо-масонам и в подготовке к ней не обошлось и без жидовского участия. Жидам, мечтающим захватить в свои руки власть над миром, необходимо, чтобы народы ослабили друг друга. Тогда то, может быть, державам и придётся обратиться к разным Ротшильдам, тогда то жиды и почувствуют, наконец, свою силу, свою власть над всем миром, к чему они, несомненно, безумно стремятся.
Пока же Россия напрягает все силы в борьбе с внешним врагом, дома жиды-банкиры грабят население, еврейские банки вступают в синдикаты, создают на всё дороговизну». В России они, по словам сщмч. Амвросия, «развращали министров и говорили народу: “Вот до чего довело самодержавие!” Ныне развращают народ картинами кинематографов. Из 3-х картин одна обязательно развращающая. Кинематографы растут как поганые грибы. Развращение идет ежедневно, даже в канун воскресных дней, когда каждый христианин должен молиться» 5. (Эти слова сщмч. Амвросия не означают, что он ненавидел евреев как нацию. Он обличал ту часть мирового еврейства, которая следовала духовным традициям иудеев, распявших Христа).
В газетах «Биржевые ведомости», «Кама», «Речь» в 1916-1917 годах было опубликовано несколько клеветнических статей о св. еп. Амвросии, в одной из которых утверждалось, что он отлучил от причастия граждан г. Сарапула Михеля и Полякова якобы за то, что они не купили ему вторую карету и пару лошадей. Местным духовенством было проведено собрание, на котором была принята резолюция в защиту своего архипастыря 6.
После вынужденного отречения Государя Императора Николая Александровича от престола еп. Амвросий оказался в числе немногих епископов, которые не радовались по поводу «начала новой эры свободы». Более того, еп. Амвросий сохранил верность Царю-Мученику. Как писала местная либеральная газета 3-5 марта 1917 года, «епископ Амвросий в переполненном молящимися соборе восхвалял бывшего царя и в особенности его супругу, чем внёс в народ нежелательное возбуждение» 7.
«В качестве реакции на упомянутую проповедь от городской думы Сарапула и представителей всех групп населения 5 марта 1917г. на епископа Амвросия была направлена жалоба Св. Синоду. В вину архипастырю ставилось произнесение монархической проповеди и высказывание симпатий Николаю II и императрице.
Не прошло и двух недель, как Синод 18 марта постановил уволить епископа Амвросия на покой, с назначением его настоятелем одного из отдалённых монастырей» 8 .
Св. еп. Сарапульский и Елабужский Амвросий был назначен настоятелем Свияжского Успенского Богородицкого монастыря Казанской епархии 9. Здесь у раки свт. Германа Казанского он, подобно другому священномученику архиеп. Тобольскому Гермогену (Долганову), мужественно призывал ратовать за пленённого Царя.
Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, Владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре Владыка был арестован и отправлен в Казань. Там его ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и власти по просьбе священномученика епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) выдали святителя на поруки. Владыка снова служил, говорил безстрашные проповеди.
«Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так свт. Амвросий ободрял народ.
После возвращения Владыки в Свияжск, 27 июля 1918 года (ст. ст.), по личному приказу Троцкого, нагрянувшего туда всем своим штабом, епископ был арестован и вывезен на станцию Тюрлем, где расположился штаб частей Красной армии. Там посреди нескошенного поля келейник еп. Амвросия Иов Протопопов нашёл через несколько часов тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и многие годы (до 1930 года, когда земля отошла колхозу) платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика. Сам отец Иов был расстрелян в 1931 году в Раифской пустыни 10. Так мученически окончилась земная жизнь архипастыря, сохранившего верность Богу, Царю и Святой Руси.
Иер. Александр Малых.
1 Вятские епархиальные ведомости, № 31 от 31.07.1914, отдел неофициальный, С. 939-941 (Открытие общества трезвости при Покровской церкви Ижевскаго завода).
2 Вятские епархиальные ведомости, № 31 от 31.07.1914, отдел неофициальный, С. 923-929.
3 Прикамская жизнь, № 278 от 16.12.1914, С. 3.4 Прикамская жизнь, № 18 от 23.01. 1916, С. 2-3 («В нашей Думе. О зрелищах»).
5 Прикамская жизнь, № 27 от 4.02.1916, С. 2-3.
6 Прикамская жизнь, № 30 от 7.02.1917.
7 Кама. Сарапул, 1917. № 52. С. 4. Цит. по: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин — М.: Индрик, 2006. — C. 53
8 Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин — М.: Индрик, 2006. — C. 53-54.
9 ЦГА УР, ф. 245, оп. 1, д. 7388, л. 1 (Текст указа Синода)..
10 Жития новопрославленных святых Русской Православной Церкви. Т.1/ Сост. Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. - Спб.:«Воскресенiе», 2001. - С. 796-798.
Комментарии
Оставьте комментарий