Если пожелаем ответить на вопрос насколько сегодня наполнена православием душа народная, то не длиннющие очереди к привезенным из-за рубежа разнообразным святыням, ни многолюдные праздничные службы, транслируемые поТВ, ни торжественные крестные ходы через Спасские ворота Кремля, ни пиарпотребность двухсот новых храмов в Москве, то есть, никакая внешняя видимость православия не отразит русский корень так, как отражает его внутренний душевный порыв народа нашего, проявляемый им в день Радоницы, в день поминовения всех усопших.
Вот это ощущение связи ныне здравствующих с усопшими является, как раз, свойством русской души, как души христианки.
Но выразить образ абсолютной веры в том, что "Богъ «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32), связь с усопшими, как с живыми, а не мертвыми, Господь дал не православному режиссеру в России, а греку, да еще в Голивуде, напомнив о том, что "когда умножился грех, стала преизобиловать благодать".
Благодать сошла на Роберта Земекиса, и он сотворил одну из вершин мирового кино под названием "Форрест Гамп". Герой фильма, похоронив своих близких, продолжает оставаться с ними в единении, через свою веру в жизнь вечную.
Его мама, умирая, успокаивает его скорбь словами: - Смерть - это переход из одной жизни в другую, - говорит она ему. И Форрест принимает это не, как фразу, а как руководство к дальнейшему общению со своими усопшими.
В заключительных кадрах фильма Форреста предстоит пред могилой своей жены и подробно рассказывает ей о том, как растет их сын, тоже Форрест.
Из словаря: Слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Именно, это и передал режиссер Земякиса через своего героя Форреста Гампа.
В сущности, такую же связь, как у Форреста с усопшими, мы и можем наблюдать в день Радоницы на всех тысячах кладбищ нашей России.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Евангелие от Матфея, 22:32).
Но только все это никак не относится к тем, кто устраивает в день Радоницы на могилах тризну с выпивоном, извращая дух Радоницы.
Вадим Виноградов
Комментарии
Оставьте комментарий