Нерукотворный образ Царя-Мученика. Уничтожен по благословению сергианского священноначалия.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В самом начале XXI столетия я любил приезжать в Свято-Боголюбский монастырь. Эта обитель была основана в 1155 году благоверным князем Андреем Боголюбским по благословению Самой Пресвятой Девы Марии, явившейся святому князю Андрею в тонком сне. Здесь и принял мученическую кончину этот угодник Божий. Не случайно, что именно в день памяти святого и благоверного князя Андрея Боголюбского была зверски и ритуально убита святая Царская Семья. Промыслом Божиим в возрождающемся Боголюбском монастыре на переломе тысячелетий Бог явил великое чудо: над алтарём собора монастыря непостижимым образом стала проявляться нерукотворная фреска Царя-Мученика. Удивительно, но черты лица Государя изображались на камне постепенно в течение нескольких месяцев. Паломники из разных концов России съезжались в монастырь, чтобы увидеть это чудо. Через какое-то время в этом же храме стал проступать образ святого Царевича-Мученика Алексия. До сих пор помню, каким благодатным огнём загоралось сердце, когда приходилось молиться среди этих нерукотворных икон.
Нерукотворный образ Царевича-Мученика Алексия.
Однажды, когда я был в Союзе писателей России мне рассказали, что теперь в храме Боголюбской обители Господь явил новое чудо: начинает проступать образ святой Царицы-Мученицы Александры. С чувством радости и предвкушением встречи с новоявленной святыней я отправился в монастырь. Но каков же был мой ужас, когда войдя в храм, я не увидел нерукотворных икон.
– Что случилось? - спрашиваю. Монашествующие со скорбью пояснили:
– По благословению архиерея чудотворные иконы были замазаны.
Теперь на их месте будут красоваться рукотворные росписи.
Потрясённый кощунством, я отправился на свой далёкий приход. Но, увы, я, как и другие мои друзья, не стал протестовать. Да, рассказал прихожанам о случившемся, да, погоревал, но не более того. А ведь молчанием предаётся Бог!
Невольно вспоминается история воскрешенного Христом Лазаря:
«Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:9-11).
Псевдопослушание привело некогда богоизбранный народ к страшному греху богоубийства. Псевдопослушание Святейшему Синоду в 1917 году привело многих в объятия дьявольской революции.
Но, слава Богу, и тогда было малое стадо тех, кто не изменил Помазаннику Божию. Великая исповедница Анна Вырубова, в монашестве Мария, написала безценные воспоминания о жизни и мученичестве святой Царской Семьи. Она с горечью рассказывает о тех безчисленных издевательствах, которые пришлось пережить по грехам нашего народа святым Августейшим Страдальцам.
«Мне не верилось, что Государь, самый великодушный и честный из всей Семьи Романовых, будет осужден стать невинной жертвой своих родственников и подданных. Но Царь, с совершенно спокойным выражением глаз, подтвердил все это, добавив еще, что «если бы вся Россия на коленях просила его вернуться на престол, он бы никогда не вернулся». Слезы звучали в его голосе, когда он говорил о своих друзьях и родных, которым он больше всех доверял и которые оказались соучастниками в низвержении его с престола. Он показал мне телеграммы Брусилова, Алексеева и других генералов, от членов его Семьи, в том числе и Николая Николаевича: все просили Его Величества на коленях, для спасения России, отречься от престола. Но отречься в пользу кого? В пользу слабой и равнодушной Думы! Нет, в собственную их пользу, дабы, пользуясь именем и Царственным престижем Алексея Николаевича, правило бы и обогащалось выбранное ими регентство!.. Но, по крайней мере, этого Государь не допустил! «Я не дам им моего сына, — сказал он с волнением. — Пусть они выбирают кого-нибудь другого, например, Михаила, если он почтет себя достаточно сильным!»»
Царь-Мученик оказался совершенно прав. Он не позволил использовать своего сына в грязных политических играх плутократов и тем самым он сорвал план масонов, стремившихся устроить в нашей стране псевдоцарство, когда Царь царствует, но реальная власть находится в руках тёмных сил мiрового беззакония.
Царственные Мученики, несмотря на ужас своего положения, даже находясь под арестом и испытывая всевозможные оскорбления, старались вести христианскую семейную жизнь, где главенствует любовь и понимание друг друга. Вырубова вспоминает:
««Зачем вы не обратились с воззванием к народу, к солдатам?» — спросила я. Государь ответил спокойно: «Народ сознавал свое бессилие, а ведь тем временем могли бы умертвить мою семью. Жена и дети — это все, что у меня осталось!.. Их злость направлена против Государыни, но ее никто не тронет, разве только перешагнув через мой труп… — На минуту дав волю своему горю. Государь тихо проговорил: — Нет правосудия среди людей».
Заключенный Царь под охраной своих надзирателей. Внешне Государь был спокоен, но измождённое лицо, образовавшиеся большие мешки под глазами, пожелтевшая кожа выдавали те великие страдания, которые переносил Царь-Мученик в своей душе.
«Ежедневно смотрела из окна, как он сгребал снег с дорожки, как раз против моего окна. Дорожка шла вокруг лужайки, и князь Долгорукий и Государь разгребали снег навстречу друг другу; солдаты и какие-то прапорщики ходили вокруг них. Часто Государь оглядывался на окно, где сидела Императрица и я, и незаметно для других улыбался нам или махал рукой. Я же в одиночестве невыносимо страдала, предчувствуя новое унижение для царственных узников. Императрица приходила ежедневно днем; я с ней отдыхала, она была всегда спокойна. Вечером же Их Величества приходили вместе. Государь привозил Государыню в кресле, так как к вечеру она утомлялась. Я начала вставать; мы сидели у круглого стола; Императрица работала, Государь курил и разговаривал, болел душой о гибели армии с уничтожением дисциплины».
Нас не должно сильно смущать, что святой Император Николай II курил. Увы, грех табакокурения в Российской Империи не считался грехом. Потому не только Царь, но и многие другие святые, в том числе в священном сане, курили в те времена. Однако это обстоятельство никак не оправдывает современных курильщиков, поскольку в отличие от наших благочестивых предков, мы прекрасно знаем, что употребление табака самым разрушительным образом влияет на наш организм.
Примерно то же можно сказать и о картёжной игре. В дореволюционной России даже очень образованные люди не знали об оккультной символике игральных карт и потому этот вид досуга считался вполне приемлемым для граждан Империи. Но сегодня, когда имеются очень убедительные работы, раскрывающие инфернальную сущность картёжной игры, человек, предающийся этому пороку, немало согрешает против Господа, ибо одно дело – грех вольный, сознательный, и совсем другое дело – грех невольный, неосознанный.
Но вернёмся к воспоминаниям Вырубовой о первых днях заточения святой Царской Семьи.
«Раз он с усмешкой рассказывал, как один из прапорщиков во время прогулки держал себя очень нахально, стараясь оскорбить Государя, и как он был ошеломлен, когда после прогулки Государь, как бы не заметив протянутую им руку, не подал ему своей руки.
Каждый вечер от меня Их Величества заходили к оставшейся свите. При Их Величествах остались граф и графиня Бенкендорф (графиня пришла во дворец, когда его уже окружили революционные солдаты), фрейлина баронесса Буксгевден, графиня Гендрикова, госпожа Шнейдер и граф Фредерикс; генерал Воейков и генерал Гротен были уже арестованы, единственные флигель-адъютанты Линевич и граф Замойский, которые до последней минуты не покидали Государыню, вынуждены были уйти, и вернуться им не разрешали. Н. Саблина, самого их близкого друга, Ее Величество и дети все время ожидали, но он не появлялся, и другие все тоже бежали. Оставались преданные учителя Алексея Николаевича, М. Gilliard и Mr. Gibbs, некоторые из слуг, все няни, которые заявили, что они служили в хорошее время и никогда не покинут семью теперь, оба доктора, Е. Боткин и В. Деревенко. Вообще все личные слуги Государыни, так называемая половина Ее Величества, все до одного человека, начиная с камердинеров и кончая низшими служащими, все остались. У Государя же, кроме верного камердинера Чемодурова, почти никого не осталось.
Комендантом дворца был назначен некий П. Коцебу, бывший офицер Уланского Ее Величества полка, за некрасивые истории оттуда прогнанный. Я знала его с детства и была рада, что он, а не другой был назначен, так как у него было скорее доброе сердце и он любил Их Величества. Он часто заходил ко мне, отвез даже письма моим родителям в Петроград и первый предупредил меня о готовящемся моем аресте, сообщив, что меня увезут, как только я поправлюсь. Ее Величество была в ужасе и умоляла Коцебу оказать содействие к тому, чтобы меня не трогали, доказывая ему, что я больная женщина и что разлука со мной в эту тяжелую минуту была бы равносильна разлуке с одним из ее детей».
Святая Царевна-Мученица Мария. Кроткая, смиренная, она в дни Февральской революции стала главной помощницей своей матери, показав своё безстрашие и выдержку. Но вскоре после ареста Царской Семьи она тяжко заболела и чуть было не умерла.
«19 марта утром я получила записку от Государыни, что Мария Николаевна умирает и зовет меня. Посланный передал, что очень плоха и Анастасия Николаевна; у обеих было воспаление легких, а последняя, кроме того, оглохла по причине воспаления уха. Коцебу предупредил меня, что, если я встану, меня сейчас же уведут. Одну минуту во мне боролись чувство жалости к умирающей Марии Николаевне и страх за себя, но первое взяло верх, я встала, оделась, и Коцебу в кресле повез меня верхним коридором на половину детей, которых я целый месяц не видела. Радостный крик Алексея Николаевича и старших девочек заставил меня все забыть. Мы кинулись друг к другу, обнимались и плакали. Потом на цыпочках пошли к Марии Николаевне. Она лежала белая, как полотно; глаза ее, огромные от природы, казались еще больше, температура была 40,9, она дышала кислородом. Когда она увидела меня, стала делать попытки приподнять голову и заплакала, повторяя: «Аня, Аня». Я осталась с ней, пока она не заснула. Когда меня везли обратно мимо детской Алексея Николаевича, я увидела матроса Деревенько, который, развалившись на кресле, приказывал Наследнику подать ему то то, то другое. Алексей Николаевич с грустными и удивленными глазками бегал, исполняя его приказания. Этот Деревенько пользовался любовью Их Величеств: столько лет они баловали его и семью его, засыпая их подарками. Мне стало почти дурно; я умоляла, чтобы меня скорее увезли.
На другой день, мой последний в Царском Селе, я опять пошла к детям, и мы были счастливы быть вместе. Их Величества завтракали в детской и были спокойнее, так как Мария и Анастасия Николаевны чувствовали себя лучше. Вечером, когда Их Величества пришли ко мне, в первый раз настроение у всех было хорошее; Государь подтрунивал надо мной, мы вспоминали пережитое и надеялись, что Господь не оставит нас, лишь бы нам всем быть вместе.
21 марта я с утра очень нервничала, я узнала, что Коцебу не пропускают солдаты во дворец, вероятно, за его гуманное отношение к арестованным, а тут еще доктора принесли мне из ряда вон выходящую газетную статью, в которой говорилось, что будто я с доктором Бадмаевым, которого, между прочим, не знала, «отравляю Государя и Наследника». Императрица вначале сердилась на грязные и глупые статьи в газетах, но потом с усмешкой мне сказала: «Here Anna keep them for your collection» (Собирай их для своей коллекции)».
«Я поняла, что для России теперь все кончено. Армия разложилась, народ нравственно совсем упал, и моему взору уже предносились те ужасы, которые нас всех ожидали. И все же не хотелось терять надежды на лучшее, и я спросила Государя, не думает ли он, что все эти беспорядки непродолжительны. «Едва ли раньше двух лет все успокоится», — был его ответ. Но что ожидает его, Государыню и детей? Этого он не знал. Единственно, что он желал и о чем был готов просить своих врагов, не теряя своего достоинства, — это не быть изгнанным из России. «Дайте мне здесь жить с моей семьей самым простым крестьянином, зарабатывающим свой хлеб, — говорил он, — пошлите нас в самый укромный уголок нашей Родины, но оставьте нас в России». Это был единственный раз, когда я видела Русского Царя подавленным случившимся; все последующие дни он был спокоен».
Святые Царственные Мученики вопреки распространяемым сейчас мифам мечтали не об Англии, но о жизни в России, несмотря на то, что Россия для них стала голгофой. Этот высший пилотаж подлинного патриотизма святого Императора и его Семьи предается забвению. Дело доходит до того, что в наше время во многих так называемых осколках, претендующих на высокое звание наследников РПЦЗ, вьют осиные гнезда всевозможные русофобы. Но ведь Русская Зарубежная Церковь кончается там, где начинается ненависть к исторической России.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Те, кто не хочет бытия РПЦЗ, как отдельной церковной организации, обвиняют её в ереси филетизма. Термин «филетизм» был введён в церковное употребление на Поместном соборе Константинопольской Церкви в 1872 году в связи с желанием болгар иметь свою национальную Церковь, отдельную от Константинопольской. Филетизмом были названы «народные распри, соперничества и раздоры в Христовой Церкви» по национальному признаку. Толкуют это понятие и более расширительно, как превознесение национально-политического, племенного над общецерковным.
Рыженко Павел. Прощание с погонами.
Если мы посмотрим на историю возникновения Русской Зарубежной Церкви, то увидим, что данное определение к ней совершенно не применимо. С Россией случилась катастрофа, по нашим грехам к власти пришли изуверы-богоборцы, развязавшие небывалые по жестокости и изощрённости гонения на веру Христову. Часть нашего народа, не смирившаяся с этим и желая сохранить свободу исповедания православной веры и идеалы исторической России, вынуждена была отступить за пределы Отечества, отступить с оружием в руках для продолжения борьбы. Они и образовали Русскую Зарубежную Церковь. Окончательное отделение от Церкви в Отечестве в смысле административного подчинения произошло после узурпации власти митр. Сергием (Страгородским) и его псевдоцерковной деятельности.
Рыженко Павел. Пасха в Париже.
Смысл своего существования РПЦЗ видела в молитве о покаянии и духовном возрождении Отечества, в хранении идеалов Святой Руси, в распространении правды о подвиге Новомучеников и Исповедников Российских, о подвиге Царственных Мучеников, в обличении лжи богоборческого режима, угнездившегося на Родине, в непримиримости ко злу и мiровой апостасии во всех их видах.
Рыженко Павел. Фотография на память.
В РПЦЗ всегда хранили память об имперской России, о всех Белых героях.
Хорошо выразил эту миссию РПЦЗ архим. Константин (Зайцев) в статье «Подвиг русскости перед лицом зреющей апостасии», опубликованной в в журнале РПЦЗ «Православный путь» в 1963 году и вошедшей в сборник его статей «Чудо русской истории». Смысл в том, чтобы не примиряться с той греховной метаморфозой, которая произошла с нашим народом и страной, ибо был совершен великий грех, а со грехом мириться нельзя.
«Изгладилось из сознания не только Русской общественности, но и Русского воинства и Русских служилых людей, что наше Отечество не «Великая Россия», а облеченная в национально-государственное могущество Святая Русь, на плечи которой возложено было Промыслом Божиим безмерно-великое послушание: быть верными подданными Государя, которому присвоено неизреченно-высокое назначение Удерживающего…
Мистическое восприятие нашего великодержавия стало чуждо России эпохи Революции… А между тем, только усвоив такое понимание Царской Власти, можно правильно оценить последствия падения Российского Трона. В чем была промыслительная сущность Удерживающего? Наличие его означало связанность Сатаны. Падение Удерживающего, исчезновение Богом благословенной власти, назначением имевшей служить Церкви, ее охраняя, означало начало новой эпохи – заключительной в истории мiра, когда Сатана не только, как он всегда к тому был допускаем, может соблазнять людей, но и получает возможность властвовать над ними. Это последнее и произошло, сразу же после ниспровержения Удерживающего, в самой России: в ней стал непосредственно властвовать Сатана, орудием своим имея содружество людей, объединённых по признаку сознательного служения Злу – т. н. коммунистов».
Таким образом, «борьба идет с Сатаной, который, после упразднения Удерживающего, не соблазняет, а уже властвует в мiре, и его связанность может быть восстановлена только с восстановлением Удерживающего».
Способен ли наш народ духовно возродиться?
«Прежде всего, надо отбросить смягчающие обстоятельства, которыми нередко как бы выгораживают Русский народ при оценке свершившегося. Падение есть падение – чем бы оно ни было вызвано. И восстание из этого падения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо самооправданий. Восстание способно произойти только на путях покаяния. Вопрос духовного возрождения Русского народа, следовательно, сводится к чему? Способен ли Русский народ в такой мере покаянно оплакать свой грех перед Богом, чтобы этот грех оказался изглаженным милостивой Рукой Господа?
Грех Русского народа своего зенита достиг в отказе от верноподданничества Царю. Русский народ не поднялся на Его защиту. Русская армия не встала на Его освобождение и на служение Ему. Можно как угодно дифференцировать вины отдельных людей и кругов общества: факт остается фактом. Попущено было Русским народом – и убиение Царской Семьи…
Рыженко Павел. Царская голгофа.
Этот страшный грех повлек за собою невероятное духовное разложение и моральное падение Русского народа. О нем может представление дать одно из прошений келейного исповедания грехов, заключающее в себе мольбу к Богу о прощении Русского народа: „Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый, враждою и завистью снедаемый, соблазнам многим самохотне предавшийся, Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся, Ты, о премилосердный Господи, прости и помилуй. Милостию Твоей посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби. И вся ны благодатною силою Твоей защити и сохрани, и сердцу нашему чуяти истину даруй“…
Способна ли Россия, десятки лет пребывавшая в лапах Зверя, способны ли поколения, в ней возникшие и созревшие, покаянно осмыслив своё современное положение – обратиться к Богу, к Истинному Богу, пребывающему в Истинной Церкви, и осознав промыслительное назначение своего Отечества, воззвать к Богу покаянным гласом с такой силой, которая бы знаменовала возрождение Русскости, в её исконном подвиге служения Церкви?»
Деятельная вера в эту возможность и составляет главное отличие Русской Зарубежной Церкви от всех остальных Православных Церквей и объясняет, почему она не растворилась в них. Чада Русской Зарубежной Церкви должны это осознавать, чтобы незаметно для себя не отказаться от спасительной миссии в отношении нашего народа, без которой РПЦЗ перестаёт быть собой.
Вспомним грозные слова Господа: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: В наше непростое время всё чаще раздаются голоса, требующие пересмотра общепринятой традиции РПЦЗ, как органической части Православной Поместной Российской Церкви. Например, сторонники такой позиции, и среди них Александр Валерьевич Солдатов, обвиняют иерархов Русского Зарубежья в общении с Церковью Сербской и в церковном поминовении Иерусалимских патриархов на Святой Земле.
Свт. Филарет (Вознесенский) в Иерусалиме.
Складывается впечатление, что они хотят исправить РПЦЗ по своему образу и подобию, навязывая своё видение её исторического пути. Эти ревнители требуют покаяния и исправления по своим шаблонам, под которые не подходят ни свт. Иоанн (Максимович), который общался с представителями Православной Церкви Сербии, ни вообще все иерархи Русской Зарубежной Церкви, посещавшие Святую Землю, ибо они там поминали Иерусалимских патриархов, ни многие другие чада РПЦЗ, т. к. они жили непривычной церковной жизнью для современных зилотов.
Епископ Савва, представитель Сербской Церкви, Первоиерарх РПЦЗ св. митр. Филарет, свт. Иоанн (Максимович), епископ Нектарий (Концевич).
Поэтому-то в своё время РПЦЗ не имела общения с представителями крайних течений Православия. Приснопамятный иеромонах Серафим (Роуз) не раз предупреждал тогда об опасности безудержного зилотства.
Казалось бы, не нужно обращать внимания на необоснованные требования современных оппонентов известного богослова Русского Зарубежья, но, к сожалению, немало как духовных лиц, так и мирян смущаются и задумываются: а может правы эти строгие ревнители?
Но если мы присмотримся, то увидим, что для них совсем не дорого само название Русской Православной Церкви Заграницей, как и её исповеднический подвиг, совершённый ею в ХХ-м столетии. Им не дорога непрестанно лившаяся молитва за истерзанную Россию, для них непонятно желание возвращения русских изгнанников в Православное Отечество, таким людям не понять любовь к отеческим гробам.
Перед нами уже есть пример несоответствия названия делу в лице митрополита Агафангела (Пашковского) и его Синода. Несмотря на то, что они носят название Русской Зарубежной Церкви, духа её сторонники РПЦЗ(А) давно лишились.
Русская Зарубежная Церковь в ХХ-м столетии смогла сохранить лучшее, что было в России. Не зря катакомбники на родине поминали первоиерархов РПЦЗ, ибо чувствовали с нею духовную связь, и Русское Зарубежье отвечало горячей молитвой за гонимых христиан в СССР. Не зря безбожная власть страны советов старалась, насколько возможно, вредить Зарубежной части Российской Церкви, заставляя подчинённую Московскую патриархию в лице её руководителей клеветать на православных, неподвластных атеистам. При этом и простые верующие, и священнослужители МП, не продавшие свою совесть, с огромным уважением и даже трепетом относились к Русской Зарубежной Церкви в те мрачные безбожные времена. Они с огромным риском для себя распространяли духовную литературу, тайно присланную из-за рубежа старанием наших верующих соотечественников, начиная от простых прихожан и заканчивая самыми маститыми архиереями. В то тёмное время православные христиане по обе стороны железного занавеса ощущали себя одной Русской Поместной Православной Церковью.
Стоит вспомнить об этом и постараться вернуть тот дух любви и православного христианского единства ради возрождения нашей Церкви и дорогого отечества.
Журнал "Православная Русь".
Декларация целей журнала: блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ:
1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ;
2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей;
3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти;
4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ.
Комментарии
Оставьте комментарий