Святые Великие княжны с надсмотрщиками во время заключения в Царском Селе.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Жаркое лето 1917 года Царственные Мученики встретили под арестом в Александровском дворце. Они старались вопреки всему сохранить уклад своей семьи – подлинно малой церкви. Государь пребывал в богомыслии, много читал, занимался физическим трудом, вместе в детьми чистил дорожки, убирал засохшие деревья, возделывал землю, занимался любезным его сердцу крестьянским делом. Но мирной эту жизнь назвать было нельзя. Вокруг полыхал пожар антицарской истерии, по-прежнему Царь и Царица клеймились, как преступники номер один, а охранники часто становились настоящими вооруженными хулиганами.
Святая Царевна Татьяна за работой.
3 июня в субботу Царь-Мученик в своем дневнике записал: «После утреннего чая неожиданно приехал Керенский на моторе из города. Остался у меня недолго: попросил послать следственной комиссии какие-либо бумаги или письма, имеющие отношение до внутренней политики. После прогулки и до завтрака помогал Коровиченко в разборе этих бумаг. Днём он продолжал это вместе с Кобылинским. Допиливал стволы деревьев первого места. В это время произошёл респе с винтовкой Алексея; он играл с ней на острове; стрелки, гулявшие в саду, увидели её и попросили офицера взять её и унесли в караул[ьное] помещение. Потом, оказалось, её отослали почему-то в ратушу!
Хороши офицеры, кот[орые] не осмелились отказать ниж[ним] чинам!
Были у всенощной. Вечер — по обыкновению».
10 июня Царь пишет: «В 6½ пошли ко всенощной. Вечером около 11 ч. раздался выстрел в саду, через ¼ часа кар.[аульный] нач.[альник] попросил войти и объяснил, что часовой выстрелил, т. к. ему показалось, что из окна детской спальни производят сигнализацию красною лампою. Осмотрев расположение электр.[ического] света и увидя движения Анастасией своей головой, сидя у окна, один из вошедших с ним унт.-оф. [ицеров] догадался, в чем дело, и они, извинившись, удалились».
Вот такая вот «ошибочка» вышла. Но, как мы уже не раз отмечали, по дневниковым записям последнего русского Императора можно лишь только отчасти увидеть его светоносный облик. Многие важные события своей жизни Государь не открыл дневнику.
Вспомним, как после болезни и трагедии Февральской революции у святых Царевен стали выпадать волосы и их побрили наголо. Можно представить, каково было отцу и матери смотреть на своих ангелоподобных детей, ставших бритыми арестантами. Но Царевны не унывали, они даже всячески иронизировали и шутили над своими лысыми головами. Царские дети в самых тяжелых ситуациях не теряли чувства юмора, стараясь облегчить страдания родителям и друг другу.
Святые Великие княжны в заключении. Июнь 1917 г.
Святая Царевна Ольга.
Когда нас постигают испытания, мы не должны жалеть себя. От саможаления скорбь становится еще больше. Спаситель предупреждал всех нас: «В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр» (Ин. 16:33).
Святая императрица Александра Федоровна писала в дневнике: «Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет».
Святые Императрица Александра и Император Николай II.
Сердце Царя разрывалось от боли, на его глазах Россия, которой он посвятил всю свою жизнь, уничтожалась. Но вот приходит весть об июньском наступлении русской армии. Оно стало возможным благодаря колоссальной работе, проведенной Царем еще до Февраля. Но об этом никто не желает помнить, и Государь не переживает из-за того, что все лавры в случае победы достанутся тем, кто водрузил на его голову терновый венец. Лишь бы была спасена русская победа!
В дневнике Государь в те дни записывает: «Перед самым обедом пришла добрая весть о начавшемся наступлении на юго-западном фронте. На Золочовском направлении, после двухдневного арт.[иллерийского] огня, наши войска прорвали неприятельские позиции и взяли в плен около 170 офицеров и 10000 чел., 6 орудий и пулеметов 24. Благодарение Господу! Дай Бог, в добрый час! Совсем иначе себя чувствовал после этой радостной вести».
28-го июня. Среда: «Вчера был взят нами Галич и 3000 пленных и около 30 орудий. Слава Богу! Погода стояла серая и тёплая, с ветром. После прогулки имел урок истории с Алексеем. Работали там же; спилили три ели. От чая до обеда читал».
Но уже 13 июля Государь пишет иное: «За последние дни нехорошие сведения идут с юго-западного фронта. После нашего наступления у Галича, многие части, насквозь зараженные подлым пораженческим учением, не только отказались идти вперед, но в некоторых местах отошли в тыл даже не под давлением противника. Пользуясь этим благоприятным для себя обстоятельством, германцы и австрийцы даже небольшими силами произвели прорыв в южной Галиции, что может заставить весь юго-запад[ный] фронт отойти на восток.
Просто позор и отчаяние! Сегодня наконец объявление Врем.[енным] Правит[ельство]м, что на театре воен[ных] действий вводится смертная казнь против лиц, изобличенных в государ[ственной] измене. Лишь бы принятие этой меры не явилось запоздалым».
Злобная карикатура на Царя и на всех патриотов России.
Да, Бог не благословил русскую армию победой в 1917 году из-за того, что она перестала быть царской и стала революционной. И вскоре был подписан Брестский мир между большевицкой Россией и кайзеровской Германией. Ленин и его подельники расплатились русской победой за то, что немцы помогли им прийти к власти. Не случайно, что это произошло не где-нибудь, а в Брестской крепости. Да, да, в той крепости, где в 1941 году безстрашные ее защитники заставили даже матерых гитлеровцев уважать доблесть и жертвенность русского солдата.
Но надо помнить, что эту крепость так же геройски защищали поляки в 1939 году. Тогда в Бресте состоялся совместный парад войск Красной армии и нацистской Германии. Парад принимали еврей-большевик комбриг Кривошеин и гитлеровский генерал Гудериан.
Как бы не пытались, исходя из государственной выгоды, оправдать это боевое содружество Третьего Рейха и СССР в начале Второй мiровой войны, с точки зрения традиционной христианской морали это было преступлением.
Каждый подлинно великий народ отличается тем, что умеет помнить, как свои победы и достижения, так и дела постыдные, за которые надо каяться пред Богом. Попытка же преподнести нам историю в виде полуправды является, по слову русского историка Дмитрия Лихачева, наихудшим видом лжи.
Но можно с уверенностью сказать, что не было бы позора 1939 года и не понадобились бы великие жертвы героев России 1941-го, если бы не состоялся тот ужасный Брестский мир, развязавший не только Гражданскую войну, но и Вторую мiровую.
Брестская крепость умирает, но не сдается.
Руины Брестской крепости.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: На днях по совету друзей я пересмотрел кинокартину под названием «Поп». Меня попросили высказаться по поводу этого фильма, дать оценку с православной точки зрения.
Афиша к фильму "Поп".
В первую очередь хочу сказать, что кино снято профессионально, чувствуется мастерская работа режиссёра и оператора. Великолепно сыграл в роли главного героя священника Александра Ионина народный артист Российской Федерации Сергей Маковецкий, да и весь актёрский состав был на высоте. Создателями кинокартины мастерски расставляются нужные акценты так, что зритель воспринимает историю как настоящую. Действительно, показаны некоторые факты, которые имели место во время той ужасной войны. Например, милиционер, который стал полицаем. Такие случаи были, если не массовыми, то совсем не единичными. Или жуткие условия содержания немцами военнопленных. Только за первую военную зиму в гитлеровских концлагерях на оккупированных территориях погибли сотни тысяч военнослужащих из-за голода и холода.
Лагерь военнопленных.
Так же очень точно показан храм Александра Невского, превращённый безбожниками-коммунистами в клуб в колхозе им. Воровского, куда приезжает главный герой. Верно передано радостное настроение народа при возрождении церковной жизни.
Кадр из фильма. Храм, превращенный в клуб. Над куполом вместо креста - красная звезда, а над входом вместо иконы - портрет Сталина. Обычная для СССР предвоенных времен картина.
Но, к сожалению, фильм страдает искажением правды, как о прототипе главного героя священнике Алексие Ионове, так и о ряде фактов истории тех лет.
Положительным показан митрополит Сергий (Воскресенский), хотя весьма ограничено. Однако в редких эпизодах он успевает упрекнуть немецкого офицера за гонения на православных, которые наверняка последуют от оккупационных властей вскоре после возрождения церковной жизни.
«Так, стало быть, это временное послабление. А потом как в римские времена гонения, распятые вдоль дорог христиане...» – говорит митрополит, из-за чего складывается ощущение, что он прилетел с Луны, т.к. будто ничего не знает о кровавом большевицком терроре и уничтожении Церкви в СССР в это самое время.
Митрополит Сергий (Воскресенский, 1897-1944), род. в Москве. В 1925 году пострижен в монашество. Подвергался арестам. В 1937 году хиротонисан во епископа Коломенского. Являлся ближайшим помощником митр. Сергия (Страгородского). Был активным сергианином и агентом НКВД. По решению богоборческой власти, как агент спецслужб, был командирован в республики советской Прибалтики и назначен экзархом Латвии и Эстонии с титулом митрополита Виленского и Эстонского. Остался на оккупированных территориях. Активно поддерживал и благословлял гитлеровцев, храня верность Московской патриархии и ее первоиерарху митр. Сергию (Страгородскому). Создал и направил в 1941 году в Псков Православную духовную миссию, сделавшую много для возрождения церковной жизни. Убит на шоссе между Вильнюсом и Каунасом по некоторым данным партизанами, по другим нацистами. Погребен в Риге.
Далее создатели кинокартины дозировано всё же упоминают об антирелигиозной политике советского правительства. Тогда не понятно, к чему был тот разговор? Ведь настоящий митрополит Сергий (Воскресенский) экзарх Латвии и Эстонии во время оккупации отличался не просто лояльностью к немецкой власти, но служил молебны о победе Адольфа Гитлера. При этом он оставался архиереем Сергиевского Синода, т. е. Московской патриархии, поминал за богослужениями, как своего Господина, митрополита Сергия (Страгородского). В то же время в среде московского духовенства он слыл провокатором и агентом НКВД. Митрополит Сергий (Воскресенский) был удобен как коммунистическим вождям СССР, так и нацистским руководителям Германии. Этим он раскрыл вполне такое явление, как сергианство.
Газета, издававшаяся на оккупированных территориях. Митр. Сергий (Воскресенский) от имени сергианской Московской патриархии благословляет Гитлера на окончательную победу.
Главный герой фильма отец Александр Ионин, несмотря на обаяние актёра Сергея Маковецкого, показан, по меткому замечанию историка протоиерея Георгия Митрофанова, «агитатором и социальным работником». Действительно, о. Александр в течение всей кинокартины путает любовь к Родине с верностью безбожной советской власти и эту идею пытается донести до зрителя на протяжении всего фильма. В этом ему активно помогает матушка Алевтина.
Если же мы обратимся к историческому прототипу, а именно к священнику Алексию Ионову, то перед нами откроется совсем другая личность.
Священник Алексий Ионов.
Общее у главного героя и его прототипа – только, пожалуй, служение в Псковской Миссии, о работе которой, кстати говоря, из просмотра этого кино мы почти ничего не узнаем. Но скажут: ведь фильм имел целью показать жизнь священника, а не обширную просветительскую деятельность Псковской Миссии. Только вот проблема: показан какой-то неизвестный для того времени тип священника. Во всяком случае к прототипу не имеющий отношения.
Священник Алексий Ионов был искренним антикоммунистом. И хотя он не принимал немецкую оккупацию, тем не менее никак не мог произносить речи, вложенные создателями фильма в уста о. Александра Ионина. Сохранилась оценка той исторической действительности самим отцом Алексием: «Что немцы — зло, никто из нас не сомневался. Ни у кого из нас не было, конечно, никаких симпатий к завоевателям «жизненного пространства» нашей родины. Глубокое сострадание и сочувствие к бедствующему народу, нашим братьям по вере и по крови, — вот что наполняло наши сердца».
Протоиерей Алексий Ионов с семьёй эвакуировался, когда Красная армия перешла в наступление, и позже перебрался в Северную Америку, где и отошёл ко Господу 4 февраля 1977 года, будучи священником Русской Зарубежной Церкви.
Кинокартина «Поп» снята, безусловно, великолепно, но авторам, к сожалению, не удалось передать образ православного пастыря той эпохи. Перед нами, как мне видится, предстал образ священника Московской патриархии начала нулевых годов. Именно в это время была предпринята попытка объединить несоединимое – безбожную советскую идеологию и православную веру. Тогда всё чаще из уст священников стали раздаваться проповеди о некоторых втайне «верующих» коммунистах и о советском патриотизме, который имеет будто-бы православные корни.
Красный маршал Буденный. Главный свадебный генерал партии, голосовавший всегда, "как надо", почему-то в наше время приводится некоторыми маститыми священнослужителями как пример православного благочестия.
Но на такие умозаключения апостол Павел отвечает: «Я обращаюсь к вам, как к детям, так откройте же и вы в ответ свои сердца! Не будьте заодно с неверующими. Что общего у праведности с грехом? Что общего у света с тьмой или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими, и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: «Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом. «Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, – говорит Господь, – не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас». «Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями», – говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:13-18).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Недавно вышла в свет книга кандидата исторических наук, генерал-лейтенанта Леонида Петровича Решетникова под названием «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности». Этот человек многие годы (с 1976 по 2009) работал в службе внешней разведки. Последняя его должность в СВР – начальник информационно-аналитического Управления СВР России, член коллегии СВР. С 2009 по 2016 годы он занимал пост директора Российского института стратегических исследований.
Генерал-лейтенант Л.П. Решетников.
Обложка книги Л. Решетникова. Издание 2013 года.
У книги множество достоинств. Наверное, самое ценное в том, что в ней автор обоснованно и компетентно развенчивает советские мифы о Царской России, как об отсталой и загнивающей стране, защищает добрую память ее Царей, и в особенности последнего Царя-Мученика Николая Александровича, и разоблачает на фактах безчеловечную сущность большевицкой системы. Очень важно, что автор говорит о пагубности и опасности в наше время возвеличивания советской системы и ее вождей, включая и Сталина, и о неприемлемости и губительности для России попытки «скрестить «ежа и ужа» (т. е. ленинизм-сталинизм с Православием и русской традиционной государственностью)».
Всё это радостно и, откровенно говоря, непривычно читать у человека, занимавшего такие высокие посты в нашей стране. Однако есть в книге вещи, с которыми хочется поспорить. Хотелось бы обратить внимание на освещение церковных проблем. С одной стороны, Леонид Петрович правильно их видит.
Так, он пишет: «Окрепла Русская Православная Церковь, выросло число верующих. Но одновременно проявились и негативные моменты. В последнее время священноначалие стало приоритетное внимание уделять административным, хозяйственным, финансовым вопросам, внешней деятельности в ущерб, на наш взгляд, духовному воспитанию паствы и клириков. Появляется угроза формализации церковной жизни, обмирщения ее, подмены духа материальным, служения страстям и личным амбициям. В таком состоянии Церковь и верующие не смогут не только стать примером, указывающим путь к Истине, но и выдержать сколько-нибудь серьезного давления на них антигосударственных и русофобских сил... Безусловно, в Русской Православной Церкви подавляющее большинство батюшек самоотверженные, безкорыстные и смиренные труженики на ниве духовного возрастания нашего народа. Служат они этой главной и по сути единственной цели в тяжелых, порой нищенских условиях. Честь им за это и хвала. Но, к сожалению, перед глазами народа, особенно мало или вообще нецерковного, чаще предстают иные церковные служители: политиканствующие, председательствующие, самоутверждающиеся. Все внешне чинно, благолепно, а духа нет, и люди это чувствуют.
Чтобы создать условия для выхода на путь возвращения к идеалам Святой Руси, то есть к идеалам России, которую мы потеряли в 1918 году после расправы над помазанником Божиим – Русским Царем и его семьей, нужна огромная духовная работа каждого нашего человека, нужно глубокое и искреннее внутреннее покаяние, нужно возрождение в народе самого главного его достоинства «во вся веки»: любви к ближнему и дальнему, а значит любви к Богу. Без активного созидательного участия иерархов, священников, монашествующих эту задачу не решить. Она, конечно, стократно сложнее, чем все остальные задачи, стоящие перед Церковью, но это не повод, чтобы уходить от нее, прикрываясь кипучей и нередко трескучей внешней деятельностью. Без духа нет веры, а дела без духа мертвы. [...]
Для нашей Церкви в первую очередь представляют опасность не католичество и даже не сектанты, а новое обновленчество внутри самой Православной Церкви, которое под сладкие разглагольствования о необходимости «повернуться лицом к народу» на самом деле покушается на чистоту Святого Православия и святоотеческого учения».
Но вот в другом месте Леонид Петрович в числе святынь, которые мы должны беречь от поругания, наряду с идеалами Святой Руси называет патриарха. В самом деле, издеваться, злорадствовать – грех. Но обличать беззакония, соблазняющие других и творимые не только простыми людьми, но и священноначалием, должен каждый член Церкви. Как жаль, что Леонид Петрович, разоблачающий преступления вождей коммунизма и перестройки и указывающий на духовные тупики, в которых находится большая часть нашего народа, не пишет прямо и без намёков, что подпевалами этих вождей и виновниками современных духовных болезней россиян были и являются и те, кто находится сейчас у кормила церковного и что с такими «пастырями» Святой Руси не возродить.
Леонид Петрович повторяет и другой ложный штамп, расхожий в среде недостаточно хорошо знакомых с церковной историей, но пишущих на церковные темы людей. Он, кстати, часто встречается у историков Московской патриархии. Речь идет о статье архимандрита (впоследствии архиепископа Сан-Францисского) Иоанна (Шаховского), опубликованной 29 июня (а не 22-го, как пишет Л. Решетников) 1941 года в берлинской газете «Новое слово» (№ 227/356) под названием «Близок час». Эта статья написана в связи с нападением гитлеровской Германии на СССР.
Отец Иоанн (Шаховской).
Архим. Иоанн писал: «В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной — войной исходит. «Я тебя породил, я тебя и убью!»- кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и подсоветской, и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедания веры Христовой, свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми, автору сих строк близкими) слова: «Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие». И еще пророчествовал: «Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мира». Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые — русской науке, лучшие писатели — народу, отцы — детям своим, и дети — родителям, к женам вернутся с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся… Невозможно себе представить, сколько будет радости людям… Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание.
Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, незазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые… Но невозможно было Провидению долее выжидать свержения безбожного интернационала рукою связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно более ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые, «христианские правительства», которые в недавней испанской борьбе были и материально и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обессиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди, были бессильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием Высшему Зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических расчетов. Сверх всего человеческого действует Меч Господень.
Новая страница русской истории открылась 22 июня в день празднования русской Церковью — памяти «Всех Святых, в земле Русской просиявших». Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем Воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской… Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. «Великое землетрясение» начинает «колебать основания темницы и скоро у всех узы ослабеют» (Деян. 16:26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики любви к ближнему и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия.
Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.
Это будет «Пасха среди лета» , о которой сто лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой русской земли, преп. Серафим.
Лето пришло. Близка русская Пасха…».
Вот такая статья, восхваляющая Гитлера, как «искусного, опытного в науке своей хирурга», лечь на стол к которому «незазорно». Но при этом часто утверждается, – и Леонид Петрович это повторяет, – что архим. Иоанн (Шаховской) принадлежал к Русской Зарубежной Церкви. Противники РПЦЗ этим ложным утверждением хотят упрекнуть её в соглашательстве с Гитлером. На самом деле архим. Иоанн (Шаховской) принадлежал к юрисдикции митрополита Западно-Европейского Евлогия, отошедшего в 20-х годах от архиереев РПЦЗ к митр. Сергию (Страгородскому), а впоследствии перешедшему в подчинение к Константинопольскому патриарху. Я помню, как нам эту ложь об РПЦЗ говорил один из преподавателей в Московской духовной академии, который, впрочем, преподавал не историю, а другой предмет.
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (Шаховской, 1902-1989), писатель, поэт. С лета 1918 года был добровольцем в Белой армии генерала Деникина, в боях под Царицыным получил контузию. Обучался в университетах Франции, Бельгии, в Свято-Сергиевском институте в Париже. В 1926 принял монашеский постриг на Афоне, с 1927 – священник. Окормлял русских белых добровольцев во время гражданской войны в Испании.
В 1931 году вышел из РПЦЗ, перейдя под омофор Западно-Европейского митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1932 году был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. В 1935 году возведён в сан игумена. С мая 1936 года — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 1937 года — архимандрит. Благословил поход Гитлера в Россию, но впоследствии разочаровался в нем и участвовал в антигитлеровском сопротивлении.
В 1946 году переехал в США. С 1947 г. – епископ Бруклинский Северо-Американской митрополии. С 1961 года – архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Активный участник экуменического движения. Критиковал Русскую Зарубежную Церковь.
С 1948 года периодически, с 1951 года — регулярно, а с 1953 года еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». На покое с 1978 года. Продолжал выступать на радиостанции «Голос Америки». Его книги переведены на многие языки. Умер в Санта-Барбаре (США).
Некоторые известные историки (например, М.В. Шкаровский) добавляют еще, что архим. Иоанн был впоследствии канонизирован РПЦЗ, тем самым путая архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) и святого архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича).
Святитель Русской Зарубежной Церкви архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович, 1896-1966)
О том, что Русская Зарубежная Церковь никогда не благословляла поход Гитлера против России, мы уже писали на нашем сайте ( http://kondakov.ws/blog/V-zaschitu-mitropolita-Anastasiya-( ). Более того, одним из тех, кто трезво и без восторгов оценивал политику Гитлера, был выдающийся прихожанин и идеолог РПЦЗ Иван Александрович Ильин.
Иван Александрович Ильин (1883-1954), выдающийся русский философ, член Русской Зарубежной Церкви, идеолог Белой идеи и РПЦЗ. При большевиках неоднократно арестовывался. Выслан по приказанию Ленина из России. За свои убеждения подвергался в нацистской Германии преследованиям. Был вынужден, спасаясь от концлагеря, бежать в Швейцарию.
Генерал Решетников приводит его слова о Гитлере, но к сожалению, не упоминает, что Ильин всегда принадлежал к Русской Зарубежной Церкви. Вот эти слова: «Многие наивные русские эмигранты ждали от Гитлера быстрого разгрома коммунистов и освобождения России. Они рассуждали так: враг моего врага – мой естественный единомышленник и союзник. На самом же деле враг моего врага может быть моим безпощадным врагом. Поэтому трезвые русские патриоты не должны были делать себе иллюзий». По словам Ильина, которые приводит Леонид Петрович, принятие меньшей частью русской эмиграции Гитлера за «друга и культурного освободителя» было «русской трагедией, выросшей из революции и политической слепоты».
Представляется, что и ныне попытки представить Сталина и других коммунистических вождей, как благодетелей нашего Отечества, так же могут привести к еще большей русской трагедии и являются ничем иным, как результатом нераскаянности в революционных увлечениях и плодом политической слепоты. Книга генерала Решетникова убедительно развенчивает эти попытки. Дай Бог, чтобы как можно больше людей, подобно Леониду Петровичу, прозрели. Только хотелось бы, чтобы в отношении современных церковных вождей наши люди были более компетентны, понимая, что с ними православной, царской России не возродить.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий